ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


В статье рассмотрены проблемы формирования ком-петенций студентов учреждений среднего профессио-нального образования в России, выявлены основные противоречия. Показаны возможные пути мотивации и обеспечения непрерывности формирования компетен-ций – усиление практико-ориентированных и предмет-но-профессиональных аспектов обучения с помощью раннего профессионального самообразования, пред-полагающего включение в него студентов до и одно-временно с изучением профессиональных дисциплин. Описана модель формирования компетенций профес-сионального самообразования, включающая три этапа: смыслообразующий, формирующий, развивающий; перечислены возможные средства, формы и способы организации деятельности. Охарактеризован процесс формирования компетенций профессионального само-образования с помощью технологии опережающих комплексных (контекстных) заданий, объединяющих при выполнении как общие, так и специальные умения. Приведены примеры построения контекстных и ком-плексных профессионально ориентированных заданий для разных дисциплин (для специальности «Строи-тельство и эксплуатация зданий и сооружений»).

Ключевые слова


формирование компетенций, мотива-ция, компетенции профессионального самообразова-ния, контекстные и комплексные задания, обучение в колледже

Полный текст:

PDF

Литература


Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М.: Политиздат, 1986. – 128 с.

Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Уч.-метод. пособ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

Баранников А.В. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: Теория и практика. – М.: Московский центр качества образования, 2009. – 494 с.

Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма. Проблемы формирования. – М.: Логос, 2011. – 288 с.

Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. – 2009, – № 4. – С.8-13.

Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. – М.: Академия, 2010. – 176 с.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Ин-новационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 4. – С. 15–21.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 448 с.

Лямин А.Н., Толетова М.К. Использование интегральных познавательных заданий в современной школе // Хи-мия в школе. – 2010. – № 3. – С. 15–20.

Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – М.: КДУ, 2009. – 190 с.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведе-ниях: учебное пособие для преп. учреждений ср. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по спе-циальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. – М., 2010. – 72 с.

Aizenberg A.J. Self-education: history, theory and contemporary issues [Samoobrazovanie: istoriya, teoriya i sovremennye problemy]. Moskva: Politizdat, 1986. 128 p.

Akulova O.A., Pisarev S.A., Piskunov E.C. Designing of situational tasks for an assessment of kompetentnost of pu-pils: educational and methodical manual. [Construirovanie situatsionnyh zadach dlya otsenki competentnostei uchschihsya: uchebno-metodicheskoe posobie]. Sankt- Peterburg: CARO, 2008. 96 p.

Barannikov A.C. Self-education and competence-based approach – a qualitative resource of education: Theory and practice [Samoobrazovabie i competentnostnyi podhod – kachestvennyi resurs obrazovaniya. Teoriya i practika]. Moskva: Moscow center of quality of education, 2009. 494 p.

Verbitsky A.A., Il'jazova M.D. Professionalism invariants. Formation problems [Invarianty professionalizma. Problemy formirovaniya.]. Moskva: Logos, 2011. 288 p.

Verbitsky A.A. Contextual training: concept and the contents [Contekstnoe obuchenie: ponyatie i soderjanie] Experi-ment and innovations at school. 2009. No 4. PP. 8–13.

Zeer E.F. The personal developing technologies of primary professional education [Lichnostno-razvivayuschie tehnologii nachalnogo professionalnogo obrazovania]. Moskva: Academy, 2010. 176 p.

Zeer E.F., Cimanyuk E.E. Realization of competence-based approach in system of innovative education [Realizatsiya competentnostnogo podhoda v sisteme innovatsionnogo obrazovaniya]. Innovative projects and programs in educa-tion. 2014. No 4. PP. 15–21.

Zimnaya I.A. Pedagogical psychology [Pedagogicheskaya psichologiya]. Moskva: MPSI, MODEK, 2010. 448 p.

Lyamin A.N., Toletova M.K. Use of integrated informative tasks at modern school [Ispolzovanie integralnyh poznavatelnyh zadanii v sovremennoi shkole]. Chemistry at school. – 2010. – No 3. – PP. 15–20.

Matyushkin A.M. Psikhologiya of thinking. Thinking as permission of problem situations [Psiholofiya myshleniya. Myshlenie kak razreshenie problemnyh situatsii]. Moskva: KDU, 2009. 190 p.

Semushina L.G., Yaroshenko N.G. The contents and technologies of training in average special educational institu-tions: the manual for teacher establishments second. the prof. of education [Soderjanie I tehnologii obucheniya v srednih spetsialnyh uchebnyh zavedenitah: uchebnoe posobie dlya prepodavateley uchrejdenii srednego professionalnogo obrazovaniya.]. Moskva: Masterstvo, 2001. 272 p.

The federal state educational standard of secondary professional education in 270802 Construction and operation of buildings and constructions [Federalnyi gosudarstvenyi obrazovatelnyi standart srednego professionalnofo obrazovanita po spetsialnosti 270802 Stroitelstvo i ecspluatatsiya zdanii I soorujenii]. Moskva, 2010. 72 p.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2014-6-6_1-144-150

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)