СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Array Array Array

Аннотация


В статье дается обзор и анализ деятельности ООН по решению различных насущных мировых вопросов – от погашения локальных конфликтов, до деятельности по улучшению ситуации в области экологии и демографии. Анализируется многолетняя практика сотрудничества ООН с международными, национальными, публичными и частными исследовательскими организациями. В этом сотрудничестве видится возможность выработки такой программы, которая служила бы решением современных глобальных проблем.

Ключевые слова


Организация Объединенных наций, международное право, международные организации, ратификация, консенсус, глобализация

Полный текст:

PDF

Литература


За все время своей деятельности Совет Безопасности рассмотрел свыше 150 ситуаций, ставивших под угрозу международный мир и безопасность.

Современные международные отношения. М., 2001.

К числу этих организаций могут быть добавлены еще четыре, которые официально не имеют статуса специализированных учреждений, но действуют под эгидой ООН или на основе специальных соглашений с ней. Имеются в виду Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Международная Организация Труда существует с 1919 г.; Всемирный Почтовый Союз – с 1874 г.; Международный Союз Электросвязи – с 1865 г.

Правило «одно государство – один голос» в этих организациях не применяется. Голоса между участниками распределяются с учетом вложенного капитала.

Неядерные государства – участники Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.) – должны заключать с МАГАТЭ специальные соглашения о контроле за своей деятельностью в области мирного использования ядерных материалов и оборудования. Возникшая в результате система «гарантий МАГАТЭ» охватывает почти 80 государств; под контроль агентства поставлено

свыше 900 ядерных реакторов и установок, использующих ядерные материалы. 7. Kegel Т. Organizacje miedzy'narodowe we wspotczesnym swiecie (в:) Wspolczesne stosunkimi dzynarodowe, Wroclaw, 1995.

Morawiecki W. Narody Zjednoczone. Zamierzenia i rzeczywistosc, Warszawa, 1970.

Организации, действующие в интересах социально-экономического развития народов, – это, прежде всего, Экономическо-Социальный Совет (ЭКОСОС) вместе со своими пятью региональными комиссиями (по вопросам Социального развития, Устойчивого развития, Демографии, Положения Женщин, Наркотиков). Кроме того, консультационные комитеты и департаменты Секретариата ООН. Особо следует подчеркнуть роль таких институтов, как Программа Развития Объединенных Наций (UNDP), Программа Объединенных Наций по Деятельности

в Области Народонаселения (UNEPA), Программа Объединенных Наций по Охране Окружающей Природной Среды (UNЕР). А кроме того, специализированные агентства ООН: Всемирная Организация Здравоохранения (WHO) и Сельскохозяйственная и Продовольственная Организация (FAO). Об этом также см.: Шибаева Е.А. XXVII Съезд КПСС и глобальные проблемы современности (международно-правовой аспект). Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 6. 1986.

Aniol W. Narody Zjednoczone wobec problemow spolecznych. Warszawa, 1988.

В некоторых случаях Генеральный Секретарь ООН может обратиться к правительствам стан с просьбой предоставить специальные доклады относительно выполнения решений резолюций. По-другому следует подходить к рассмотрению обязанности предоставления государствами докладов о выполнении рекомендаций Международной Организации Труда (ILO).

Menkes J. Nowy midzynarodowy lad ekonomiczny. Studium prawnomidzynarodowe. Katowice, 1988.

Skubiszewski К. Uchwaty prawotworcze organizacji midzynarodowych. Przeglqd zagadnien i analiza wstpna. Poznan, 1965.

Bierzanek R., Symonides J. Prawo miqclzynarodowe publiczne. Warszawa, 1985.

Kegel Т. Proces podejmowania uchwal (в:) Organizacje w stosunkach miedzynarodowych. Istota, mechanizmy dziatania, zasieg. Wroclaw, 1997.

Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.

Самые большие достижения в этой области имеет Международная Организация Труда, принявшая за 1919–1989 гг. более 169 конвенций, из которых свыше 115 было осуществлено на практике. Аналогичными результатами может гордиться также Совет Европы, который за сорок лет своего существования принял 116 конвенций, из которых 104 было реализовано. Z.M. Dohwa-Klepacki, Encyklopedia Organizacji Midzynarodowych. Warszawa, 1997.

Подробнее см.: Gilas J. Rozwoj i kodyfikacja prccwa midzynarodowego w praktycznej dzialalnosci ONZ: Potrzeba artykulacji nowych form i wzorcow zacho-wan si panstw. (в.) Narody Zjednoczone miedzy oczekiwaniem a spehiieniem, Wroclaw, 1995.

Соответствующие органы этих организаций на основании устава получают право принимать решения по определенным вопросам, направленным на унификацию технических норм и введение общих стандартов.

Morawiecki W. Указ. соч.

Больше всего конвенций ратифицировала Франция – 240. К числу государств, ратифицировавших свыше 200 конвенций, кроме Франции, относятся только 6 европейских государств: Бельгия, Дания, Голландия, Норвегия, Великобритания и Италия. От 100 до 200 конвенций ратифицировали только 16 европейских государств, в число которых входит и Польша (138 конвенций), остальные европейские государства ратифицировали от 34 до 100 конвенций, США – 112, Канада – 80. В Латинской Америке 8 государств ратифицировали от 121 до 180

международных конвенций. Наименьшее количество международных конвенций ратифицировали малые островные государства бассейна Карибского моря. Максимальное количество ратифицированных конвенций в Африке принадлежит Тунису (100), страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки ратифицировали менее 60 конвенций. Наибольшее количество конвенций у стран Азии и Африки ратифицировали страны, участвующие в движении

неприсоединения (Марокко – 83, Гана – 81, Индия – 80, Ирак – 77, Алжир – 77. Австралия ратифицировала 96, а Новая Зеландия – 90 конвенций. См.: Otok S. Geografia polityczna. Warszawa, 1977.

Karta Narodow Zjednoczonych, Dz.U. 1947. № 23. Рoz. 90.

Такая позиция проистекала не столько из широкой трактовки положений Хартии Объединенных Наций, сколько из правила contra legem. (Menkes J. Указ. соч.)

Авторы, о которых идет речь, выискивали схожесть с так называемыми Люксембургскими Соглашениями, заключенными в январе 196 г. министрами иностранных дел стран-членов ЕЭС.

Karta Narodow Zjednoczonych, Dz.U. 1947. № 23. Рoz. 90.

Cp.: Aniol W. Dziatalnosc ONZ w dziedzinach spolecznych, Sprawy Miedzynarodowe 1985. № 10.

Aniol W. Europe/ski fm de siec/e. Przeobrazenia struktur miedzynarodowych.

Warszawa, 1996.

Итоговое коммюнике конференции по международному экономическому сотрудничеству. Париж, 3 июня 1977 года. ZD. 1977. № 6.

International Development Strategy/or the Third United Nations Development Decade. Resolutions and decissions adopted by the General Assembly during it's Thirty-Fifth Session. 16 September-17 December 1980, 15-16 January, 2-6 March and 11 May 1981General Assembly Official Records Thirty Fifth Session Suplement nr 48. New York, 1981.

Consolidation and progressive development of the principles and norms of internationa law to the legal aspects of the New International Economic Order. Resolutions and decissions adopted by the general Assembly during it's Thirty-Fifth Session. 16 September-17 December 1980, 15–16 January, 2–6 March and 11 May 1981. New York, 1981.

Menkes J. Указ. соч.

См.: Конференция Министров Иностранных Дел Неприсоединившихся стран, Дели, 9–13 февраля 1981. Итоговая декларация VII Конференции Глав Неприсоединившихся Государств и Правительств, Дели 7–12 марта 1983. Декларация министров иностранных дел «группы 77», принятая в Нью-Йорке 8 октября 1982 г. Resolution А/3 7/544, Annex 1. Само название «группа 77»

возникло перед I конференцией ЮНКТАД (Женева 1964 г.), собравшей 77 развивающихся стран. Несмотря на то, что в настоящее время группа эта насчитывает более 100 стран, название осталось без изменения. В международном праве существует норма, определявшая государство как развивающееся.

U.N. Press Relase SG/SM/1259/1970. Польское издание: Raport Sekretarza Generalnego U. Thanta. Czlowiek ijego srot/owisko, Biuletyn Polskiego Komitetu do spraw UNESCO, Warszawa, 1970.

Law, Institutions and Global Environment. New York, 1972.

Ciechanski J. System ONZ jako przejaw instytucjonalizacji slosunkow mie zynarodo vych, Sprawy Miedzynarodowe. 1986. № 5.

Конференцию подготовил созданный в соответствии с резолюцией 2581 (XXIV) ГА ООН от 15 декабря 1969 г. В комитет входили представители 27 государств. Конференция прошла 5–16.06.1972 г. и завершилась подписанием Декларации Конференции Объединенных Наций по вопросам Среды обитания человека A/CONF. 48/14, с. 2–7, и так называемый «План действий» (Action Plan). О порочной практике политизирования столь важной темы свидетельствует тот

факт, что Польша и тогдашние социалистические страны в связи с недопущением ГДР к участию в Конференции не приняли в ней участия в знак протеста.

Документом, определяющим систему и компетенции UNEP, является принятая на 2112 пленарном заседании 15 декабря 1972 г. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2997 (XXVII): «Организационные и финансовые мероприятия в области международного сотрудничества по вопросам окружающей среды».

Timoszenko A.S. Wspolpraca midzynarodowa w zakresie ochrony srodowiska naturalnego w ramach ONZ, Sprawy Miedzynarodowe, 1987. № 7.

Там же.

Montreal Protocol on Substances that Deplete the Ozone Layer, U.N Environment Programme, Nairobi, 1987. Потенциальной угрозой для «защитного слоя земли» оказались фреоны. Об этом факте впервые в 1974 г. заявили два ученых из Калифорнийского Университета на Риверсайд – Шервуд Роуланд и Марио Молина. Они предостерегали, что попадание этих химических соединений в атмосферу может разрушить озоновый слой, защищающий все формы жизни на

земле от вредоносного воздействия ультрафиолетовых лучей.

Perez de Cuellar J. ONZ w pol wieku po wr-zesniu 1939 roku. Sprawy Miedzynarodowe № 12/1989. Р. 7–28 ; Perez de Cuellar J. The. United Nations and World Politics // Kegley Jr. Ch.W., Wittkopf E.R. The Global Agenda. Issues and Perspectives. Second edition. New York, 1988.

Стоит отметить обязательства стран-членов Европейского Сообщества прекратить производство фреона к 1994 г. Решения Европейского Союза № 3952, Брюссель, декабрь 1992 г.

Подробнее см.: ONZ a problemy ludnosciowe, Sprawy Miedzynarodowe. 1979. № 9.

Полный текст документов Конференции в Рио-де-Жанейро был опубликован на английском языке: The Earth Summit: The United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). S.P. Johnson. London, 1993. Полное издание текста на польском языке в: Koztowski S. Rio. Poczqtek ery ekologicznej - Szczyt Ziemi, Lodz, 1993. 'Подробнее см.: Nowak A. Od pomocy do wspoipracy: Programy rozwojowe ONZ i ich efektywnosc // Narody Zjednoczone miedzy oczekiwaniem a spelnieniem. Wroclaw, 1995.

Evans G. Cooperating for Peace. The Global Agenda for the 1990 and Beyond, St. Leonards NSW 2065, Australia. Польское изд.: Wspolpraca dia pokojii. Agenda globalna na lata dziewiecdzsesiqte i nastepne. Warszawa, 1994.

O'Brien P.M. Agricultural Productivity and the Global Food Market // The Global Agenda. Р. 394–409. В общем виде специфика глобального сотрудничества в области продовольствия состоит в существовании в мировом масштабе достаточных продовольственных запасов. Основная проблема состоит в неравномерности использования ресурсов земли, равно как и неправильное

распределение продуктов сельского хозяйства. Подробнее см.: Hopkins R., Puchala F. The Global Economy of Food. The University of Wisconsin Press. 1978. Р. 32 ; Bogacki-Rychlik J. Kierunki wspolpracy globalnej w dziedzinie zywnosci i surowcow, Sprawy Miedzynarodowe, 1985. № 3.

См.: материалы рабочей группы правительственных экспертов по вопросам права на развитие, работающей при Комиссии по Правам Человека ООП: Draft Declaration on the Right to Development (Compilation of the Proposals Made by the Members of the Working Group of Governmental Experts on the Right to Development) - dok. ONZ E/CN.4/1983/11 тоже итоговый доклад группы экспертов – dok. ONZ E/CN.4/1985/11. Аналогичный характер имеют ссылки на понятие права на развитие, содержащееся в рез. Г.А.ООН. См.: например, рез. ООН A/Res/32/130,

A/Res/37/199- A/Res/46, A/Res/36/133.

International Development Strategy for the Third U.N. Development Decade dok. ONZ

A/Res/35/56. См. также: Sladkowski J. Prawnomiedzynarodowe znaczenie pojeaa «rozwoj» w praktyce Organizacji Narodow Zjednoczonych Warszawa, 1986 ; Kenig-Witkowska M.M. Kategoria rozwoju w stosunkach miqdzynarodowych i ich systemic normatywnym. Warszawa, 1987.

Там же.

Подробнее: Kowalski Р. Midzynarodowe koncepcje prawa do rozvoju j'ako now ego prow a czlowieka, Sprawy Miedzynarodowe. 1987. № 10.

В первый раз Комиссия собралась в октябре 1984 г., а свой доклад опубликовала через 900 дней, то есть в апреле 1987 г. Работой Комиссии руководила Гро Харлем Брунтланд, ставшая впоследствии премьер-министром Норвегии. В состав Комиссии входили министры иностранных дел, специалисты в области финансов и планирования, специалисты по вопросам аграрной, научной и технической политики. Настораживает отсутствие в составе Комиссии юристов, специалистов по международному праву.

Our Common Future. World Commission on Environment and Development. Oxford Unwerity Press. Oxford;New York, 1987.

Woroniecki J. Propozycje reformy ONZ, Sprawy Miedzynarodowe. 1987. № 4.

Интересный взгляд на тему необходимости реформы Совета Безопасности высказал министр иностранных дел Австралии Гарет Эванс в публикации Cooperating for Peace, The Global Agenda for the 1990's and Beyond, 1993. Так, в частности, он предлагал Совету Безопасности расстаться с ушедшими в прошлое символами мощи и делать упор на коллективный процесс принятия решений.

Aniol W. Europeski fin de siecle. Указ. соч.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2010-0-1-4-18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)