ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА СТОЙКОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Array Array Array

Аннотация


Данная работа посвящена изучению феномена стойкости в детском возрасте. Последствия психической травмы у детей рассмотрены автором не только с превалирующей в психологической литературе точки зрения страдания и испытания, но, следуя логике культурно-деятельностного подхода в изучении травмы, также с точки зрения роста и развития личности ребенка, формирования у него стойкости к жизненным трудностям. Цель исследования заключалась в установлении особенностей проявления стойкости к травматическим событиям у детей. Результаты исследования позволили выявить такие особенности, как наличие более высокой стойкости к повседневным стрессам у детей из неполных семей и их готовность проявлять гибкость при возникновении трудностей. Основные положения статьи обладают научной новизной, позволяющей углубить исследование проблемы в данном направлении, а также использовать результаты исследования в целях формирования стойкости к травматическим ситуациям в детском возрасте. 


Ключевые слова


стойкость; адаптация; резилиенс; рост; травма; позитивные последствия травмы; последствия травмы в детском возрасте.

Полный текст:

PDF

Литература


Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 237–246.

Линдеманн Э. Клиника острого горя // Хрестоматия по психологии эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса. – М.: Издво МГУ, 1984. – С. 247–255.

Боулби Д. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.

Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология в 2-х тт. – М.: Психоаналитическая Ассоциация, 2007. Т1. – 560 с. Т.2. – 624 с.

Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. – М.: Психоаналическая Ассоциация, 2008. – 220 с.

Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология Т.2. – М.: Психоаналическая Ассоциация, 2006. – 576 с.

Bonanno G.A., Galea S., Bucciareli A. & Vlahov D.. What predicts psychological resilience after disaster? The role of demographics, resources, and life stress. Journal of Consulting and Clinical Psychology. – No 75(5). – 2007. – P. 671–682.

Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. – 239 с.

Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000. – 286 с.

Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, 1997. – Т.18. – No5. – С. 20–30.

http://www.wilderom.com/psychology/resilience/PsychologicalResilience.html James Neill (16/04/2006)

http://en.wikipedia.org/wiki/Psychological_resilience 26.02.2010

Berg C.A., Meegan S.P., Deviney P.P. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan // International Journal of Behavioral Development. – No 22 (2). – 1998. – P. 231–237.

Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. – New York: Plenum Press. 1986. – P. 3–28.

Bernard B. (1991). Fostering resiliency in kids: Protective factors in the family, school and community, 1991. http://www.dropoutprevention.org/downloads/docs/webcast/20091110/Benard.pdf

Garmezy N., Masten A. Stress, competence, and resilience: Common frontiers for therapist and psychopathologist // Behavior Therapy, 1986. – No17. – P. 500–521.

Seligman M.E. The Optimistic Child. NSW: Random House Australia. 1995.

Meichenbaum D, Ph.D. Understanding resilience in Children and Adults: implications for prevention and interventions.University of Waterloo, Waterloo, Ontario, Canada and Research Director of the Melissa Institute for Violence Prevention and Treatment, Miami. www.melissainstitute.org and www.TeachSafeSchools.org

Werner E. and Smith R. Overcoming the odds: high risk children from birth to adulthood. Cornell University Press, Portland, OR: Northwest Regional Educational Laboratory, 1992.

Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.218-223

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)