ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
С целью определения характерных особенностей отечественной системы художественно-эстетического воспитания нами были рассмотрены ее основные исторические этапы эволюции. Историко-педагогический анализ данной системы соотносится с исследованием характерных особенностей развития эстетической культуры русского народа и выявлением закономерных связей и взаимного влияния этих двух процессов с древнейших времен до настоящего времени. Так, например, в статье дается анализ характерных особенностей общественного сознания восточных славян в языческую эпоху (ассоциативность, гибкость, многозначность и т.д.). Данные особенности общественного сознания соотносятся с традиционными методами воспитания, основанными на доминировании общественных интересов в данный период. Далее в статье дается анализ кардинальных изменений общественного сознания жителей Древней Руси, произошедших в результате усвоения ими православной культуры: вместо мифологических представлений постепенно формируются основы религиозного мировоззрения. Это приводит к развитию на Руси новых сфер творческой деятельности (каменное строительство, монументальная и станковая живопись, книжное дело, литературное творчество и т.д.). Именно с этого времени можно говорить о зарождении отечественной системы эстетического воспитания (подготовка профессиональных художников, становление первых живописных школ, складывание методической системы обучения живописи). Вместе с тем особенностью мировоззрения наших предков стало сочетание в нем христианских и языческих элементов, что позволяет говорить об уникальности древнерусской культуры. Период возрождения русской культуры в XIV и XV вв. знаменует собой появление новой эстетики, основанной на высочайшей духовности и художественном совершенстве. Начиная с XVI в. в русской культуре набирают силу светские элементы, что в полной мере проявилось в XVII ст., когда окончательно рушится средневековая парадигма общественного сознания. Начиная с XVIII в. культура России разделяется на два потока – «светский», в основе которого лежат европейские духовные ценности, и «древнерусский» (фольклорный).
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. – М.: Ладомир, 2009. – 633 с.
Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность Монография / А.Н.Джуринский. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. – 320 с.
История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М.: Искусство XXI век, Республика, 2003. – 672 с.
Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – СПб.: ИСКУССТВО-СПБ", 2009.480 с.
Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. – М.: Белый волк, КРАФТ ГУП Облиздат, 1999. – 312 с.
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. – М.: Просвещение,1981. –140 с.
Сущий С.Я. Атлас российской культуры. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 240 с.
Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. – Магадан, 2005. – 432 с.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.224-228
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)