ПРИНЦИП СОБЫТИЙНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК УЧАЩИХСЯ КАК ПРОЕКТНЫХ ЕДИНИЦ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

Вероника Михайловна Гребенникова, Владлен Константинович Игнатович, Светлана Сергеевна Игнатович

Аннотация


В статье охарактеризованы современные подходы к пониманию принципа событийности в образовании в контексте его индивидуализации. Рассмотрены общефилософские и психологические основания данного принципа с точки зрения учения М.М. Бахтина и концепции В.И. Слободчикова. С этой точки зрения образование проинтерпретировано как процесс взращивания «человеческого в человеке», призванный обеспечить событийность бытия каждого индивида, открыть ему возможности самореализации в поступке и совместного с другими людьми порождения смыслов своего бытия. Раскрыты базовые понятия социокультурной практики как проектной единицы индивидуального образовательного маршрута ученика и образовательного события как специально проектируемого совместного смыслопорождающего действия в интерактивной фазе осуществления социокультурной практики. Рассмотрены культурный и социальный планы деятельности учащихся в процессе освоения социокультурных практик, образованные, с одной стороны, личностными смыслами и ценностями, которые ученик обнаруживает для себя непосредственно в ее предмете и способах его преобразования, и моделирование социальных взаимодействий, представляющих собой для ребенка средство осмысления себя как члена общества и строящего таким путем образ своего будущего социального «Я». Сформулированы основные признаки образовательного события и возможные формы его организации в образовательном процессе школы. Обсуждена и проиллюстрирована возможность использования образовательного события как механизма запуска новых социокультурных практик учащихся при проектировании ими дальнейших шагов своего индивидуального образовательного маршрута.


Ключевые слова


образовательное событие; социокультурная практика; индивидуальный образовательный маршрут.

Полный текст:

PDF

Литература


Sapogova E. E. "Bakhtin's Chronotope": the temptation of penetration. [Hponotop Bahtina: soblazn proniknoveniya]. Culturno-istoricheskaya psihologiya, 2006, no. 1, pp. 91-95. (inRuss.).

Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: an Introduction to the psychology of subjectivity. [Osnovy psihologicheskoy antropologii. Psihologiya cheloveka: vvedenie v psihologiju subjektivnosti] Moskva: Shkla- Press, 1995. (inRuss.).

Serikov V. V. The ideas of educational psychology in theory and practice: personal developing education. [Idei psihologii v obrazovatelnoj teorii i praktike: lichnostno-razvivajuschee obrazovanie]. Psihologiya obrazovaniya v XXI veke: teoriya I praktika. Available at: http://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Sapogova_2.shtml (accessed 4 may 2015). (inRuss.).

Kimberg A. N. Loneliness humanists.[Odinochestvo gumanistov]. V poiskah gumanisticheskoj realnosti. Krasnodar: Kuban. state Univ., 2007, p. 87-98. (inRuss.).

Krylova N. B. Cultural practices. [kulturnye praktiki]. Novye cennosti obrazovaniya. Antropologicheskij, deyatelnostniji I kulturologicheskij podhody: tezaurus. 2005, no. 5(24). (inRuss.).

Krylova N. B. Cultural studies of education. [kulturologiya obrazovaniya]. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2000. (in- Russ.).

Krylova N. B. The decree. ed-e, 2005.

Cherednichenko N. A. The development of social and cultural experience of contemporary children in private educational institutions on the basis of the model of education in culture. [Razvitiye sociokulturnogo opyta sovremennyh detej v usloviyah negosudarstvennogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya na osnove modeli obrazovaniya v kulture]. Razvitie lichnosti v obrazovatelnyh sistemah: materialy dokladov XXIX psihologo-pedagogicheskih chtenij. Rostov n/D: IPO PI SFU, 2010. Part 1. (inRuss.).

Kudryavtsev V. T. Advanced childhood and developmental education: a cultural-historical approach. [Razvitoe detstvo I razvivajuschee obrazovanie: kulturnj-istoricheskij podhod]. Dubna, 1997. (inRuss.).

The big explanatory dictionary of Russian language. [Bolshoj tolkobyj slovar russkogo yazyka]. Sankt-Peterburg, Norint . 1998.

Alekseeva T. B. Socio-cultural practices in the modern educational process. [Sociokulturnye praktiki v sovremennom obrazovatelnom processe]. Available at: ttp://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/79-conference201304-internet/sotsializatsiya-sub-ektov-obrazovaniya-v-informatsionnom-obshchestve/459-2-31. (accessed 13 may 2015. (inRuss.).

Cherednichenko N. And. The decree. Op.

Sorokin P. A. Social and cultural dynamics: a study of change in major systems of art. [Sociyalnaya I kulturnaya dinamika: issledovanie izmenenij v bolshyh sistemah iskusstva]. Sankt-Peterburg, 2000. (inRuss.).

Sociocultural practices. General provisions. [Sociokulturnye praktiki. Obschie polozheniya]. Available at: http://yandex.ru/search/?text. (accessed 13 may 2015). (inRuss.).

15. Ermakov S. V., Popov A. A. Event as a unit of educational design. [Sobytie kak edinica obrazovatelnogo proektirovaniya]. Available at: http://xn--24-olc6aplz.xn--1ai/uploads/files/Texts/Metodicheskie/Sobytie_kak_edinica.pdf. (accessed 15 may2015). (inRuss.).




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.207-213

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)