ФОРТУНА КАК СИМВОЛ ИЗМЕНЧИВОСТИ ЖИЗНИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

Array Array Array

Аннотация


В статье проанализирована эволюция символа Фортуны – одного из символов, отражающих переменчивость бытия человека в мире. Показано, как из символа слепой удачи в языческой Античности Фортуна включается в систему символов христианского универсума, отражая, с одной стороны, справедливость божественного управления миром, а с другой – открытие в христианстве «внутреннего человека», для которого собственная жизнь становится предметом постоянной рефлексии. Далее в статье анализируется то, как в период европейского Возрождения понимание Фортуны включает в себя противоречивые мотивы как подчинения, так и активного взаимодействия с Фортуной, подчинения ее воле активно действующего индивида. Снижение напряженного внимания к Фортуне как к символу переменчивости судьбы связано, по мнению автора, с процессами секуляризации мира, утраты ощущения человеком «длани Бога» над собой, с одной стороны, с другой – с пониманием мира как движимого естественными законами идеально отлаженного механизма, рационально познаваемого, не оставляющего места потаенности бытия, которая мгновенно схватывалась бы в интуиции и постигалась в символе.

Ключевые слова


символ; Дике; Ананке; Логос; Адрастия; Нус; Фортуна; Тюхе; провидение; удача; счастье; провиденциализм; экзистенциальный опыт

Полный текст:

PDF

Литература


Родзинский Д.Л. Образы античной идеи судьбы и их роль в формировании этических добродетелей мудреца: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1999.

Художественно-исторический музей. Фортуна, дарующая любовь [Электронный ресурс]. URL:http://smallbay.ru/artbarocco/reni_06.html (дата обращения 05.06.2015).

Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления. Образ античности. – СПб.: Азбука-классика, 2004.

Блаженный Августин. О граде Божьем. Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Изд. 2-е. Ч. 3. – Киев, 1906.

Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

Уколова В.И. Фортуна в мире западного Средневековья // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. – М.: Собрание; Наука, 2005.

Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М.: Наука, 1990.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. VIII. Кн. I. – М.: Искусство, 1992.

Anicii Manlii Severini Boetii Philosophiae consolationis. Libri quinque. Rec. Peiper R. Lipsiae. 1871. / Рус. пер.: Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М.: Наука, 1990.

Котельникова Т.М. Тема Фортуны у Ульриха фон Гуттена и в немецкой изобразительной традиции // Культура Возрождения XVI века. – М.: Наука, 1997.

Стасюк Ю.А. Преодоление судьбы в «Утешении философии» Боэция // Наука. Университет: мат-лы II науч. конф. – Новосибирск, 2001.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. – М., 2000.

Причал. Христианское творчество. Переписка Абеляра и Элоизы. Письмо 3-е [Электронный ресурс]. URL: http://www.priestt.com/rtvor/rtvor_725.html (дата обращения 05.06.2015).

Там же. Письмо 4-е.

Матерова Е.В. Поэзия вагантов: генезис и жанры : автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2007.

Лирика вагантов в переводах Льва Гинзбурга. Колесо Фортуны. – М.: Художественная литература, 1970.

Данте о Фортуне [Электронный ресурс]. URL:http://mylove.ru/mariya30575/diary/dante-o-fortune/ (дата обращения 10.06.2015).

Макиавелли Н. Государь [Электронный ресурс]. URL:http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt (дата обращения 10.06.2015).

Кудрявцев О.Ф. Античные представления о Фортуне в ренессансном мировоззрении. Античное наследие в культуре Возрождения. – М.: Наука, 1984.

Котельникова Т.М. Тема Фортуны у Ульриха фон Гуттена и в немецкой изобразительной традиции. Культура Возрождения XVI века. – М.: Наука, 1997.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-52-57

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.