ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК МОДЕЛЬ УНИВЕРСУМА ЧЕЛОВЕКА (МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ МАССОВЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ)

Array Array Array

Аннотация


Проблема онтологии художественного текста до настоящего времени остается одной из самых неразрешимых загадок филологии.

Многочисленные варианты разнообразных определений, связанные зачастую лишь с методом создания художественного текста, в частности с принципами формы и структуры [1, с .11] или языком и стилем [2, с. 20], безусловно, свидетельствуют об интересе, который вызывает природа художественного текста.

Если рассматривать художественный текст как единое целое, то можно отметить, что, с одной стороны, это воплощенное содержание, выраженное с помощью определенных (языковых) знаков, то есть его природа находится в знаковой системе координат. С другой стороны, художественный текст, как и любой другой текст, представляет собой некое единое информационное сообщение, в данном конкретном случае связанное с постижением реальности на уровне чувственности и образности. С этой точки зрения природа художественного текста находится за пределами знаковой системы и представляется способом познания с помощью непосредственных наглядно-чувственных представлений.

Целью данной статьи является выявление свойств и качеств художественного текста, соответствующих общему методу моделирования, и определение различий в способах моделирования художественных текстов в зависимости от вида литературы (массовой классической и др.).


Ключевые слова


текст;художественный текст;образ;метод моделирования;модель;информация;избыточность;емкость;универсум;мир человека;массовая литература;упрощение;схематизация

Полный текст:

PDF

Литература


Тураева З.Я. Лингвистика текста: Текст: Структура и семантика: учебное пособие. Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. – 144 с.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Отв. ред. Г.В. Степанов. Изд. 8-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 144 с.

Лотман Ю.М. Об искусстве. – С.-Петербург: Искусство – СПб., 1998. – 704 с. Структура художественного текста. – С. 14-287.

Букарева Ю.В. Моделирование текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Дисс… канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2006. – С. 10-38.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики (изданный Ш. Балли). Пер с фр. / Под ред. и с примеч. Р.О. Шо. Изд. стереотип. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 256 с.

Потебня А.А. Слово и миф. – М.: Правда, 1989. – 623 с.

Михальская А.К. Сравнительно-историческая риторика: учебное пособие/ А.К. Михальская. – М. ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013.– 320с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд. Исправ. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин и др. Т. III. – М.: Мысль, 2010. – 692 c.

Лотман Ю.М. Об искусстве. Риторика.– СПб.: Искусство – СПб., 1998. – С. 404-423.

Голдман Станфорд. Теория информации. – М.: Изд-во иностранной литературы.1957. – 446 с.

Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. – 242 с.

Новик И.Б., Мамедов Н.М. Метод моделирования в современной науке. – М.: В надзаг.: о-во «Знание» РСФСР, 1981. – 40 с.

Морозов К.Е. К вопросу о гносеологических функциях моделей. Философские вопросы науки. Материалы конференции 21-22 декабря 1972 г. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.

Штофф В.А.. Моделирование и философия. – М.-Л.: Наука, 1966. – 292 с.

Веников В.А., Веников Г.В. Теория подобия и моделирования (Применительно к задачам электроэнергетики). [Учеб. для вузов по спец. «Кибернетика электр. систем»] – М.: Высшая школа, 1984.

Новик И.Б Вопросы стиля мышления в естествознании. – М.: Политиздат, 1975. –144 с.

Чарушников В.Д. Моделирование и научное познание. – Нижний Новгород.: Нижегород. высш. воен. уч-ще тыла, 1997. – 56 c.

Цит. по: Абдулдабекова Л.Т. О взаимопереходе вербального и пикторального кодов. Мысль и текст. Сборник научных трудов. – Фрунзе: КГУ, 1988. – 108 с.

Сорокин Ю.А. Тетрагон и его грани: текст, контекст, подтекст, затекст. Психология, лингвистика и междисциплинарные связи: Сборник научных работ к 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева / под ред. Т.В. Ахутиной, Д.А. Леонтьева – М.: Смысл, 2008. С. 29-38.

Барт Ролан. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г.К. Косикова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 232 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-207-213

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)