КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САНОГЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Array Array Array, Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


Актуальность представленного в статье содержания исследования определяется значимостью изучения данного аспекта в связи с тем, что представители разных этнических групп могут испытывать затруднения в процессе адаптации при неспособности действовать определенным образом, рассогласовании между ожидаемым и реальным поведением субъектов.

Целью статьи является рассмотрение возможности саногенной рефлексии как условия психологической адаптации студентов в полиэтнической среде вуза. В статье представлен корреляционный анализ показателей психологической адаптации личности в полиэтнической образовательной среде с особенностями проявления этнических стереотипов. Рассматриваются возможности саногенной рефлексии осознавать собственные действия, основанные на конкретных этнических стереотипах, способность личности изменять в новых условиях собственные взгляды и поведение адекватно ситуациям.

Полученные данные показывают корреляционные связи показателей объема защитной рефлексии от стыда, обиды, вины с агрессией против других, а также включение защитной рефлексии от переживания чувства вины и агрессии против себя.

Научная новизна исследования состоит в том, что психологическая адаптация представителей разных этнических групп рассматривается в исследовании с точки зрения проявления аффективно-поведенческого подхода с учетом того, что проявление защитной рефлексии как фактора снижения степени адаптации связано с проявлениями этнических стереотипов, преобразование которых обеспечивается развитием саногенной рефлексии. Экспериментально доказано, что освоение саногенной рефлексии оказывает влияние на повышение степени адаптации, что позволяет рассматривать саногенную рефлексию как условие развития личности.

Данные, представленные в статье, ориентируют представителей разных этнических групп на эффективное взаимодействие в полиэтнической среде.


Ключевые слова


личность;индивид;полиэтническая среда;этнические стереотипы;этническая группа;рефлексия;саногенная рефлексия;саногенное мышление;адаптация;принятие;самопринятие

Полный текст:

PDF

Литература


Орлов Ю.М. Саногенное мышление / Составители А.В. Ребенок, О.Ю. Орлова. Серия: Управление поведением, кн. 1. – М.: Слайдинг, 2003. – 96 с.

Морозюк С.Н. Саногенный стиль мышления. Управление эмоциями: модульно-кодовое учебное пособие к циклу курсов по бесконфликтной адаптации и саморазвитию. – М.: Слайдинг, 2005. – 90 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 366 с.

Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие. – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. – 84 с.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. – 254 с.

Кананчук Л.А., Смолева Т.О. Особенности проявления показателей этнокультурной компетентности студентов-первокурсников // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations – IEIR2012 / Под ред. Э.Р. Хакимова. – Ч.2. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 392 с.

Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию. – М.: МГУ, 1993. – 198 с.

Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 164 с.

Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 284 c.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко. – М.: Смысл, 2000. – 167 с.

Кананчук Л.А. Психологическая адаптация представителей разных этнических групп в учебном заведении // Среднее профессиональное образование. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. – 2010. – № 2. – С. 38-40.

Середкина Н.Д. Шинкарѐва Н.А. Народная педагогика – основа национального воспитания (статья). Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от исследовательского поиска к инновационному проектированию: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. уч. 22-23 ноября 2013 г. – Иркутск:

ВСГАО, 2013. – С. 243-247.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-223-226

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.