СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЗЕМСКИХ УЧИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА МАТЕРИАЛАХ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Разиля Рауиловна Сайфуллова

Аннотация


В данной научной статье рассмотрены особенности социального статуса земских учителей Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Вятской губернии). В рамках социального статуса рассматриваются материальное, правовое положение учителей и условия труда на фоне глубокого анализа специфики изучаемой эпохи. После земской реформы 1864 г. появились понятия «земство», «земская школа» и «земский учитель», что сильно изменило структуру и форму управления школами Министерства народного просвещения и положение учителей в русской провинции, поскольку многие школы были переданы под управление земств. В связи с этим особое внимание в исторической науке уделяется проблемам статуса школьных учителей в общественной жизни Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв., т.е. в пореформенный период. В ходе исследования автор приходит к выводу, что земские учителя Вятской губернии занимали невысокое положение в социальной лестнице в связи со сложным материальным и правовым положением и непростыми условиями труда. Эти обстоятельства приводили к тому, что земские учителя стали вовлекаться в революционные организации и становились их активными участниками. В данной работе приведен глубокий анализ различных опубликованных и неопубликованных исторических источников – делопроизводственной документации, сведений периодической печати, актовых материалов, статистических сведений. Привлечение широкого круга исторических источников дало возможность автору определить место земских учителей Российской империи второй половины XIX – начала XX вв. в социальной иерархии.

Ключевые слова


региональная история; социальный статус; правовой статус; труд учителей; учительство; категории учителей; престиж профессии; земская реформа; земские школы; земский учитель.



DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-8-%25p

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.