РАДИКАЛЬНАЯ ПОЭТИЗАЦИЯ. ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ФИНАЛЬНУЮ СЦЕНУ РАПИДНОЙ СЪЕМКИ В ФИЛЬМЕ «БОННИ И КЛАЙД»

Array Array Array

Аннотация


Эссе анализирует финальную сцену из фильма «Бонни и Клайд» (1967), выполненную в технике рапидной съемки, с целью показать, как авангардное переизобретение приема радикализирует язык кино 60-х и наделяет картину актуальным политическим содержанием, несмотря на то, что ее действие развивается в эпоху Великой Депрессии. Автор обращается к статьям и книгам американских неоформалистов, а также к теории формального метода русской школы 20-х, тем самым, проводя связь между русской и американской теоретическими школами. Это эссе показывает, что работа с киноязыком режиссера Артура Пенна во многом осуществлялась согласно авангардному способу мышления, что революционизировало Голливуд 60-х. Эссе делает акцент на концептах «аттракцион» и «аффект», которые являются важнейшими для всего развития истории аудио-визуальной культуры. Через анализ этих концептов автор показывает, как переизобретение приема позволяет создавать своего рода новый «шок» и воздействовать на аудиторию, равно как и развивать киноязык в целом. Привлекая труды Бахтина, Комолли и Нарбони, автор пытается доказать что поэтическая радикализация языка всегда содержит в себе политическое измерение, что в свою очередь осуществляет своего рода переворот в сознании зрителя конкретного времени. Тот или иной выбор приема для переизобретения так или иначе связан с политическим, социальным и культурным климатом своего времени. Но работа с приемом лежит в основе собственно стилистических инноваций в кино. 

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/1-61-69. [en]


Ключевые слова


устройство; рапидная съемка; притяжение; аффект; форма; содержание; отстранение; авангард; насилие; революция; стилистические инновации

Полный текст:

PDF (English)

Литература


M.M.Bakhtin/P.N.Medvedev. The Formal Method in Literary Scholarship. A Critical Introduction to Sociological Poetics. The Johns Hopkins University Press. Baltimoe and London. 1991. p. 49.

Jean-Luc Comolli and Jean Narboni. Cinema/Ideology/Criticism. In: Movies and Methods. An Anthology. Edited by Bill Nichols. University of California Press. Berkley Los Angeles London. 1976. p. 24.

Ibid, p. 25. 4. Ibid, p. 24.

Steiner Peter. Russian Formalism. A Metapoetics. Cornell University Press/ Ithaca/ London. 1984. p. 20.

Arthur Penn. Interviews. Edited by Michael Chaiken and Paul Cronin. University Press of Mississippi/Jackson. 2008. 42- 43.

Penn used lenses from 9.8mm to 400mm. David Bordwell. Intensified Continuity. Visual Style in Contemporary American Film. Film Quarterly. Vol. 53, No. 3 (Spring 2002), pp. 18.

David Bordwell. Intensified Continuity. Visual Style in Contemporary American Film. Film Quarterly. Vol. 53, No. 3 (Spring 2002), pp. 16-28.

Eisenstein noted: “In the realm of art, this dialectical principle of the dynamics is embodied in CONFLICT as a fundamental, essential principle of the constitution of any work of art and of any kind of art”. Quoted in: Jacques Aumont. Montage Eisenstein. Translated by Lee Hildreth, Constance Penley, and Andrew Ross. BFI Publishing, London. Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis. 1987. p. 40.

Sergei Eisenstein. Film Form. Essays in Film Theory. Edited and translated by Jay Leyda. A Harvest/HBJ Book. New York and London, 1949. p. 54.

Deleuze Gilles and Felix Guattari. What is Philosophy? Trans. Hugh Tomlison and Graham Burchell. New York: Columbia University Press. 1994. p. 164.

Gary Crowdus and Richard Porton, “The Importance of a Singular, Guiding Vision: An Interview with Arthur Penn,” Cineaste 20:2 (Spring 1993), pp. 8-9. Quoted in: Stephen Prince. Graphic Violence in the Cinema: Origins, Aesthetic Design, and Social Effect. / Screening Violence. Rutgers University Press. New Brunswick, New Jersey. 2000. p. 9.

Hassan Ihab. Radical Innocence: Studies in the Contemporary Novel. Harper. 1961.

Penn, op. cit., p.57.

Penn, op. cit., p.167. 16. Quoted in: Paul Schrader. Slow, Fast, and Reverse Motion. Film Comment. 2015, July/August. Volume 51/Number 4. p. 54.

David Bordwell, Janet Staiger and Kristin Thompson. The Classical Hollywood Cinema. Film Style & Mode of Production to 1960. (New York. Columbia University Press. 1985), p. 5.

Andre Bazin, ‘La Politique des auteurs,’ in The New Wave, ed. Peter Graham (New York: Doubleday, 1968), p. 154.

Bordwell, op cit., p. 3.

E.H.Gombrich, Norm and Form: Studies in the Art of the Renaissance (London: Phaidon, 1971).

Penn, op cit. p. 197.

Penn. Op cit., p. 22.

Viktor Shklovsky. Art as Technique. /Russian Formalist Criticism. Four Essays. University of Nebraska Press. Lincoln. 1965. p. 13.

Bill Nichols, Engaging Cinema: An Introduction to Film Studies (New York: Norton, 2010), p. 86.

David E. James. Allegories of Cinema. American Film in the Sixties. Princeton University Press. 1989. p. 30.

William E.B. Verrone. The Avant-garde Feature Film. (Jefferson, North Carolina, and London. 2012). p. 95.

Steven Shaviro. Post Cinematic Affect. Winchester, UK, Washington, USA. 2010. p. 2.

A.L.Rees. A History of Experimental Film and Video. From the Canonical Avant-Garde to Contemporary British Practice. 2 nd Edition. (London. British Film Institute. 2011.). 9.

Quoted in William E.B. Verrone. The Avant-garde Feature Film. (Jefferson, North Carolina, and London. 2012), p. 97.

Gene Youngblood. Expanded Cinema. (E.P.Dutton & Co., Inc., New York. 1970), p. 126.

“Aesthetic of Astonishment: Early Film and the (In)Credulous Spectator”. In: Viewing Positions. Ways of Seeing Film. Rutgers University Press. New Brunswick, New Jersey. 1995. p. 121.

Quoted in Thom Gunning. An Aesthetic of Astonishment: Early Film and the (In)Credulous Spectator. In: Viewing Positions. Ways of Seeing Film. Rutgers University Press. New Brunswick, New Jersey. 1995. p. 121.

One of slogans in May 1968.

S.M.Eisenstein. Selected Works. Volume 1. Writing, 1922-34. Edited and translated by Richard Taylor. BFI Publishing, London. Indiana University Press. 1988. p. 34.

Jacques Aumont. Montage Eisenstein. Translated by Lee Hildreth, Constance Penley, and Andrew Ross. BFI Publishing, London. Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis. 1987. p. 59.

Ranciere, Jacques. Disagreement: Politics and Philosophy. Translated by Julie Rose. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1999.

Fernando Solans and Octavio Gettino. Towards a Third Cinema./ Movies and Methods. An Anthology, edited by Bill Nichols. University of California Press. 1979. p. 47.

Prince Steven, Savage Cinema: Sam Peckinpah and the Rise of Ultraviolent Movies. Austin University of Texas Press, 1998, p. 28.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-2/1-61-69

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)