МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

Array Array Array

Аннотация


В современном обществе актуален вопрос социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети подлежат передаче на воспитание в приемную семью. С каждым годом возрастает количество людей, желающих взять детей-сирот. Отличительной новизной и достаточной сложностью в теоретическом и практическом отношениях является изучение мотивационной структуры личности приемных родителей в вопросе усыновления. В связи с возрастающим вторичным сиротством возникает необходимость исследования данного психологического компонента личности кандидата, желающего взять на воспитание ребенка-сироту, с целью предотвращения повторного отказа от ребенка. Психологические исследования подтверждают, что вторичное сиротство травмирует ребенка и влечет за собой нравственную и психологическую деградацию. В статье представлена актуальная проблема современного общества – особенности мотивации личности успешного родителя, имеющего приемного ребенка. Выявлено, что в современной психологии отсутствует единый диагностический инструментарий, позволяющий определить мотивацию родителя. Таким образом, выявлена необходимость описать ведущие мотивы усыновителей: альтруистический, прагматический, нормативный, кризисный. Обозначена структура авторской анкеты, диагностирующей эти мотивы. Одновременно осуществлено раскрытие направленности личности – общежитейской и рабочей – с помощью диагностики мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман). Представлены результаты исследования мотивации родителей-женщин, которые проживают с усыновленными детьми дольше 1,5 лет (возраст детей не более 14 лет). В результате выявлено, что у успешных приемных родителей доминирует общежитейская направленность личности, а альтруистическая (и в меньшей степени нормативная) мотивация личности выявлена как ведущая.

Ключевые слова


мотивация;приемный ребенок;родительство;мотивация альтруистическая;прагматическая;нормативная и кризисная

Полный текст:

PDF

Литература


Антонов А.И. Особенности эволюции демографических процессов, социально-нормативной регуляции репродуктивного поведения и планирования семьи // Материалы Всесоюзн. научно-практич. конф. «Планирование семьи и национальные традиции». ‒ М., 1988.

Институт приемной семьи: опыт комплексного исследования / Под ред. Н.М. Байкова и Ю.В. Березутского. ‒ Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: уч. пособие. ‒ М.: Гардарики, 2004.

Крайг Г. Психология развития. ‒ СПб.: Питер, 2000.

Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика. ‒ М.: Институт психологии РАН, 2013.

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: уч. пособие. ‒ М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Приемная семья: сущность, проблемы, перспективы развития: монография / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашева. ‒ Саратов: Наука, 2007.

Швецова М.Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. ‒ М.: Прометей, 2013.

Howard J.A., Smith S.L. The needs of adopted youth: a study of illinois adoption assistance families. ‒ Illinois: Center for Adoption Studies, 2001.

Reder P., Duncan S., Lucey C. Studies in the assessment of parenting. ‒ London: Brunner-Routledge, 2003.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-106-111

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)