ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Array Array Array

Аннотация


В статье рассматриваются проблемы инклюзии как социального процесса и социальной практики современности. Актуальность проблемы определяется как приоритетами государственной политики, так и вектором глобальных общественных изменений, направленных на создание включающего общества как общества, создающего условия для реализации демократических прав и свобод всех без исключения граждан. Статья включает научный анализ феноменологии инклюзии как социального явления, применительно к одной из социальных сред ‒ образованию, что выступает целью настоящего исследования. В статье на основе обобщения отечественных и зарубежных подходов в области инклюзии представлен критический анализ сложившихся тенденций, характеризующих современные инклюзивные практики в образовании. Сделана попытка установить взаимосвязь образовательных и социальных практик включения лиц с ОВЗ в контексте миссии инклюзии как процесса развития общества по пути реализации принципа равенства прав и свобод. Выделены социальные аспекты инклюзии, а именно принятие и участие, которые выступают в исследовании в качестве критериев оценки инклюзивного потенциала образования как социальной среды и в то же время в качестве приоритетов в развитии инклюзивных образовательных практик. Новизна работы определяется тем, что ее результаты позволяют преодолеть узкодидактический, технологический подход к инклюзивному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, вывести анализ значимых моментов данной социальной среды в социальное измерение. Новизна исследования, представленного в статье, также состоит в том, что обоснованы и описаны индикаторы инклюзивного потенциала образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте социальных инклюзивных практик. Выводы отражают возможность применения теоретических результатов исследования как для разработки стратегии развития инклюзивных процессов, преодоления социальных рисков, связанных с инклюзией, и развития инклюзивного потенциала социальных сред (на примере образования), так и для проектирования конкретных практик инклюзивного образования.

Ключевые слова


инклюзия;инклюзивные процессы;инклюзивные практики;социальные институты;образование;отношение общества

Полный текст:

PDF

Литература


Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Актуальные проблемы инклюзивного образования и пути их решения (на примере Мурманской области) / Т.В. Кузьмичева, Ю.А. Афонькина // Образование и эпоха (актуальная научная парадигма). Коллективная монография / под общ. ред. проф. Т.И. Липич. Книга 1. ‒ Житомир; М.; Воронеж, 2014. – 332 c.

Жигунова Г.В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью. Монография / Г.В. Жигунова. ‒ Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. – 208 c.

Астоянц М. С. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия / М.С. Астоянц, И.Г. Россихина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. ‒ 2009. ‒ № 12. ‒ С. 51-58.

Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В., Рыжкова И.В., Бурцева А.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: международный опыт, научный концепт и современная практика : Коллективная монография / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, И.В. Рыжкова, А.В. Бурцева. ‒ Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. ‒ 212 с.

Kesalahti E., Uayrynen S. Learning from Our Neighbours: Inclusive Education in the Making. ‒ Rovaniemi, 2013.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-91-94

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)