ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В СОВРЕМЕННОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭТНОМЕДИЦИНСКИХ ПРАКТИК НАСЕЛЕНИЯ БАССЕЙНА ВЕРХНЕЙ АМАЗОНКИ

Array Array Array

Аннотация


На рубеже XX–XXI вв. в фокусе внимания социальных антропологов, изучающих этномедицину бассейна Амазонки, все чаще оказываются не только бытование этномедицины в автохтонной культуре, но и трансформации целительских традиций, которые происходят в результате межкультурных контактов, заметно интенсифицировавшихся в этот период и связанных с появлением в регионе большого количества неошаманских центров, практикующих церемонии с применением растительных галлюциногенов и ориентированных преимущественно на этнотуристов из индустриальных стран Запада.

В работе над статьей автор использует данные своего полевого исследования, полученные в неошаманских центрах, которые сочетают использование методов и подходов к терапии, принадлежащих традиции этномедицины коренного населения бассейна Амазонки Перу, и методов современной западной биомедицины и психотерапии. В статье проводится сравнительный анализ практики неошаманских центров и традиционного целительства шаманов (курандерос) в бассейне Амазонки. Выделяется ряд инноваций в их деятельности, способствующих взаимопониманию пациентов и целителей и созданию условий для достижения терапевтического эффекта: участие дипломированных западных врачей и психологов в диагностике и консультировании пациентов, применение элементов методов западной групповой психотерапии (нео)шаманами и, в частности, больший удельный вес вербальных контактов по сравнению с традиционным целительством.

Обосновывается тезис о том, что в основе продуктивного контакта пациентов и целителей неошаманских центров лежат, с одной стороны, освоение обеими сторонами взаимодействия элементов картины мира и языка партнеров по общению и, с другой стороны, интерпретация посредников, представляющих западную культуру и приобщенных к традиции амазонских курандерос.


Ключевые слова


этномедицина бассейна Амазонки;Латинская Америка;Перу;глобализация;аяуаска;растительные галлюциногены;межкультурная коммуникация;межкультурные контакты;этнотуризм;наркотуризм;неошаманские центры;транскультурная психиатрия;недирективные методы психотерапии;патернализм в медицине

Полный текст:

PDF

Литература


Мадер Э. Атака зелёной магии. Интеркультурные процессы в шаманизме шуаров (Эквадор) // Этнографическое обозрение. – 2000. - № 5. - С.70-87.

Ракуц Н.В. Иезуитские миссии (редукции) испанской Южной Америки в контексте проблемы симбиоза культур // Этнографическое обозрение. - 2013. - № 3. -С.102-116.

Brabec de Mori B. Tracing Hallucinations: Contributing to a Critical Ethnohistory of Ayahuasca Usage in the Peruvian Amazon // Labate, B. C., Jungaberle, H. (eds.): The Internationalization of Ayahuasca. - Zürich: LIT-Verlag. - 2011. - Pp.23-48.

Labate, B. C., Cavnar C. (ed.): Ayahuasca Shamanism in the Amazon and Beyond. -New York: Oxford University Press. - 2014. http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199341191.001.0001

Hendrickson, B. Border Medicine: A Transcultural History of Mexican American Curanderismo. - New York University Press. - 2014.

Luna, L.E. Vegetalismo – Shamanism Among the Mestizo Population of the Peruvian Amazon. – Stockholm: Almqvist & Wiksell International. - 1986.

Luna, L.E. Indigenous and mestizo use of ayahuasca. An overview // Rafael Guimarães dos Santos (ed.): The Ethnopharmacology of Ayahuasca. - 2011. - Pp. 1-21.

Dobkin de Rios, M., Rumrrill, R. A Hallucinogenic Tea, Laced with Controversy: Ayahuasca in the Amazon and the United States. – Westport. - 2008. http://dx.doi.org/10.1111/j.1708-8305.2009.00325.x

Dobkin de Rios, M. The Psychedelic Journey of Marlene Dobkin de Rios: 45 Years with Shamans, Ayahuasqueros, and Ethnobotanists. - Park Street Press. - 2009.

Fotiou, E. From Medicine Men to Day Trippers: Shamanic Tourism in Iquitos, Peru. - PhD Dissertation in Anthropology. - University of Wisconsin. - 2010. [Электронный ресурс] URL:

http://www.neip.info/downloads/Fotiou_Ayahuasca_2010.pdf (дата обращения: 19.04.2014)

Luna, L. E. Some Reflections on the Global Expansion of Ayahuasca // Labate, B. C., Jungaberle, H. (eds.): The Internationalization of Ayahuasca. - Zürich: LIT-Verlag. - 2011. - Pp.123-130.

Lewis, S. Ayahuaska and Spiritual Crisis: Liminality as Space for Personal Growth // Anthropology of Consciousness. - 2008. - Vol. 19. - Issue 2. - Рp.109–133.

Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - М.; Харьков; Минск: Питер. - 2000.

Mabit, J. Blending Traditions: Using Indigenous Medicinal Knowledge to Treat Drug Addiction // MAPS, Bulletin of the Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies. - 2002. - Vol XII. - nª 2. - Pp. 25-32.

Labate, B.C., Jungaberle, H. (eds.). The Internationalization of Ayahuasca. - Zürich: LIT-Verlag. - 2011.

Орлова М.О. Методологические подходы к изучению латиноамериканских целительских практик с использованием растительных галлюциногенов // На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям. Сборник материалов 4 Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». - М. - ГБОУ ВПО МГППУ. - 2013. - с.76-77.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект» Аспект Пресс. - 1999.

Леви-Строc К. Структурная антропология. - М.: Наука. - 1985.

Winkelman, M. Drug Tourism or Spiritual Healing? Ayahuasca Seekers in Amazonia // Journal of Psychoactive Drugs. - 37:2. – 2005. - Pp.209-218. http://dx.doi.org/10.1080/02791072.2005.10399803

Харитонова В.И. Введение. Хранители и исследователи сакральной культуры: диалог или противостояние? // Этнографическое обозрение. – 2010. - № 3. - С. 3-6.

Харитонова В.И. Работа с сакральными знаниями и практиками: методико-методологический аспект // Этнографическое обозрение. – 2010. - № 3. - С. 7-21.

Полевые материалы автора. Интервью с Джо Тафуром. Не опубликованный архив. - 2014.

Полевые материалы автора. База пациентов центра Такиваси за 2013-2014 гг. Неопубликованный материал. 24. Полевые материалы автора. Интервью с российскими этнотуристами – пациентками центра Нихве Рао. Неопубликованный архив. - 2012, 2014.

Курленкова А.С. Медицинская антропология и биоэтика в США и России: историографический и социокультурный анализ. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. ИЭА им. Н.Н.Миклухо-Маклая. - М. - 2013.

Mabit, J. Itinerary and testimony of Dr. Jacques Mabit, physician and shaman: A conversation with Frédérique AppfelMarglin // Journal of the Intercultural Institute of Monreal. -Issue No 152. Identity and Religious Pluralism. - 2007 Monreal, Canada. - Pp. 25-46.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-122-131

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)