ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ИНКЛЮЗИВНЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП

Array Array Array

Аннотация


Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования – проблеме совершенствования системы образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных школах. На основе результатов теоретического анализа автор выдвигает гипотезу о том, что в инклюзивной ученической группе общий уровень сплоченности коллектива значимо ниже, чем в обычной ученической группе; вовторых, отношение к инвалидности и к лицам с ОВЗ у обучающихся в инклюзивных классах характеризуется большей толерантностью, чем у обучающихся обычных, базовых классов; в-третьих, отношение к конкретному обучающемуся с ОВЗ зависит от особенностей нозологии и от характерологических особенностей как самого обучающегося с ОВЗ, так и формального и неформального лидера инклюзивной ученической группы.

Автор проводит проверку выдвинутых гипотез в эмпирическом исследовании, где изучаются особенности социально-психологического климата в инклюзивных ученических группах, раскрываются связи и взаимосвязи между его показателями. В эмпирическом исследовании приняли участие 44 классных коллектива, в 22 из которых наряду с обычными школьниками обучались подростки с ОВЗ, преимущественно дефицитарного вида дизонтогенеза (экспериментальная группа). В других 22 ученических группах обучались подростки без ОВЗ (контрольная группа). Всего в исследовании приняли участие 880 обучающихся 8‒9-х классов, то есть в возрасте от 13 до 15 лет.


Ключевые слова


инклюзивные ученические группы;социально-психологический климат;психологическая атмосфера;межличностные отношения

Полный текст:

PDF

Литература


Басилова Т.А. Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Отчет о конференции / Т.А. Басилова, Н.Л. Белопольская, Е.Л. Инденбаум // Культурно-историческая психология. ‒ 2013. ‒ № 4. ‒ С. 117-121.

Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии / Т.И. Бонкало // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. ‒ № 2 (124). – С. 20-24

Бонкало Т.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2015. – Т. 14. ‒ № 1 (128). – С. 52-59

Брызгалова С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 14-20.

Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: учебно-методическое пособие. – М., 2009.

Зарубина И.Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах / Н.И. Зарубина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 5. – С. 4-13.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

Ульенкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы / У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 4. – С. 5-12.

Шмелева С.В. Медико-социальное сопровождение детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования // Социология и социальная политика. – 2012. ‒ №10 (88). – С. 159-163.

Шмелева С.В. Медико-социальная реабилитация – 2013: Учебник с грифом УМО. – М.: Изд-во РГСУ. – 206 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-192-195

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)