ТЕАТР КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ XV–XVI вв.

Array Array Array

Аннотация


В статье рассматривается концепция театра и драматургии немецких гуманистов XV–XVI вв. Автор обозначает основные этапы развития гуманистической литературы и выделяет несколько ключевых аргументов в защиту необходимости изучения драматургии, а также декламационных и сценических практик, обозначенных у христианских гуманистов. В основном они были связаны с педагогической методологией и нравственной дидактикой. В общих чертах филологический и педагогический аргументы прикладного характера, рассматривающие театр и драму как эффективные инструменты обучения, нашли отражение в трудах Эразма Роттердамского и других значимых гуманистов, а позднее стали общим местом в уставах протестантских школ. Однако важнейшим представляется дидактическая концепция театра как инструмента проповеди. В центре внимания автора – комментарии Филиппа Меланхтона, реформатора и гуманиста, о классическом театре, в которых он последовательно развил идею интерпретации драматических текстов через призму христианской этики и догматики. Особенно ценными являются его комментарии к сочинениям Теренция. Автор демонстрирует, как именно гуманист дополнил идеи позднеантичного ритора Элия Доната, также анализировавшего тексты римского драматурга в контексте христианской мысли. В частности, автор рассматривает представления Меланхтона о драматических жанрах, комедии и трагедии, которые несколько отличались от понимания Доната, но отражали представления Аристотеля. При некоторых внутренних противоречиях и отдельных сложностях в согласовании языческих комедий с христианской идеей тексты Меланхтона следует рассматривать как ключевую театральную концепцию эпохи. Именно его труды сформировали представление об идеальном театре, которое нашло последовательное воплощение в протестантской драматургии XVI‒XVII вв.

Ключевые слова


Эразм Роттердамский;Филипп Меланхтон;театр;драма;Реформация;Донат;Гораций;Конрад Цельтис;Мартин Лютер;комедия;трагедия

Полный текст:

PDF

Литература


Dietl C. Neo-latin and Protestant drama in Germany // Neo-Latin drama: forms, functions, receptions / Ed. by J. Bloemendal, P. J. Ford. Hildesheim; New York: Olms, 2008. Р. 103–185.

Opus Epistolarum Erasmi Roterodami / Per P. S. Allen, M. A., D. Litt. Oxonii: Clarendon, 1934. Vol. 9. 497 p.

Holstein H. Die Reformation im Spiegelbild der dramatischen Literatur des 16. Jahrhunderts. Halle: Berein für Reformationsgeschichte, 1886. 289 s.

Unterricht der Wisitatoren, an die Pfarrherrn im Kurfürstenthum zu Sachsen // Philipp Melanchthon's Werke in einer auf den allgemeinen Gebrauch berchneten Auswahl / Hrsg. von F. A. Koethe. Leipzig: F. U. Brockhaus, 1829. T. 3. S. 125–130.

Metz D. Das protestantische Drama: Evangelisches geistliches Theater in der Reformationszeit und im konfessionellen Zeitalter. Köln: Böhlau Verlag, 2013. 906 s.

Rodolf Gwalthers "Nabal": Ein Zürcher Drama aus dem 16. Jahrhundert / Hrsg. u. übers.von S. Giovanoli. Bonn: Bouvier, 1979. 347 s.

Die evangelischen Schulordnungen des sechszehnten Jahrhunderts / Hrsg. von R. Vormbaum. Gütersloh: Bertelsmann, 1860. Bd 1. 775 s.

Georg Binder. Acolastus: Еin Comoedia von dem verlornen Sun / Luc. am 15. vertütscht [durch Georg Binder, frei nach der lateinischen Vorlage von Wilhelm Gnaphaeus] unnd gehalten zuo Zürich im Jar M.D.XXXV. Zürich: Christoffel Froschouer, 1536. 109 s.

Konrad Celtis. Ars versificandi [et] carminum Conradi Celtis Protucii poete laureati. Leipzig: Martin Landsberg, um 1494. 48 p.

Schütz A. Die Dramen des Konrad Celtis. Diss. Wien: s. n., 1948. 249 s.

The Colloquies of Erasmus / Trans. R. C. Thompson. Сhicago: University of Chicago Press, 1965. 662 р.

Aeli Donati commentum Terenti. Stutgardiae: B.G. Teubner, 1962. Vol. 1. 547 p.

D. Martin Luthers Werke: Kritische Gesamtausgabe. Abteilung 2: Tischreden / Hrsg. von J. K. F. Knaake. Weimar: Böhlau, 1912. Bd 1. 714 s.

Philippi Melanthonis opera quae supersunt omnia / Ed. C. G. Bretschneider; H. E. Bindseil; Reprint. New York: Johnson Reprint, 1963. Т. 5. 920 p.

Philippi Melanthonis opera quae supersunt omnia / Ed. C. G. Bretschneider; H. E. Bindseil; Reprint. New York: Johnson Reprint, 1963. Т. 19. 788 p.

Лурье З.А. Протестантский театр XVI-XVII вв. как историко-культурный феномен // Религия. Церковь. Общество / Под ред. А.М. Прилуцкого. Вып. 2. ‒ СПб.: Скифия-Принт, 2014. ‒ С. 184-205.

Der Briefwechsel des Konrad Celtis / Hrsg. von H. Rupprich. München: Beck, 1934. 700 s.

Некрасова И.А. Религиозная драма и спектакль XVI–XVII вв. ‒ СПб.: Гиперион, 2013. ‒ 365 с.

Mathias Holtzwart. Saul: ein scho n new Spil von Ku nig Saul, unnd dem Hirten Dauid: wie deß Sauls hochmu t und stoltz gerochen, Dauids demu tigkeit aber so hoch erhaben worden; durch ein ersamme Burgerschafft der loblichen Statt Basel gespilet, auf den 5. tag Augustmonats Anno 1571. Basel: s.n., 1571. 98 s.

Parente A.J. Religious Drama and the Humanist Tradition: Christian Theater in Germany and in the Netherlands 1500–1680. Leiden: Brill, 1997. 260 p.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-53-58

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)