РОМАН Ч. ДИККЕНСА «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ» КАК РОМАН-ИНИЦИАЦИЯ

Array Array Array

Аннотация


В литературоведение обряд инициации неоднократно становился интересом для интерпретации в контексте исследования романа, а также сказочного повествования. Изучение и анализ содержательных констант, характерных для повествовательной модели романа-инициации, представляет интерес для их рассмотрения в романе Ч. Диккенса "Большие надежды". Целью данной статьи является рассмотрение романа Ч. Диккенса "Большие надежды" как произведение, в котором воплощается повествовательная модель обряда инициации. В данной статье осуществляется попытка проанализировать повествовательную модель произведения как конструирование обряда инициации с выявлением нарративных особенностей функционирования и модификации топологии. Вид героя, события, повествования, а также хронотоп рассматриваются в произведении Ч. Диккенса через призму романа-инициации. Цель статьи определила следующие задачи: выделить этапы обряда в литературном контексте; определить структурные элементы повествования, а также маркировать критерии перехода. Будучи древнейшей формой воспитания, инициация, при которой ребенок включается во взрослое общество, составляет основу мифологического моделирования произведения. В романе "Большие надежды" актуализируется архетип обряда инициации, которая представляет собой необходимую ступень на пути к будущему взрослению личности. Отмечая основные этапы инициации по схеме сепарация - лиминальность –агрегация, можно сделать вывод, что произведение Ч. Диккенса "Большие надежды" действительно может рассматриваться как роман-инициация. Подвергаясь лишениям и опасностям жизни, преодолевая барьеры на пути к взрослению, герой сталкивается с обрядом посвящения. Проходя "запрещенный порог" затянутого смутой прошлого к светлому настоящему, именно точка "невозврата", является главным показателем успешной инициации субъекта.

Ключевые слова


Ч. Диккенс;инициация;обряд;архетип;лиминальность;хронотоп

Полный текст:

PDF

Литература


Van Gennep A. Obryady perekhoda. ‒ M.: Vostochnaya literatura, 1999. ‒ 198 s.

Dikkens СH. Bol'shie nadezhdy. AST, Astrel', 2011. ‒ 544 s.

Kehmpbell D. Tysyachelikij geroj. – M., 1997. – 378 s.

Lotman YU.M. Struktura hudozhestvennogo teksta. ‒ M.: Iskusstvo, 1970. ‒ S. 282.

Meletinskij E.M. Poehtika mifa. ‒ M.: Nauka, 1976. ‒ 406 s.

Mullyar L.A. Social'no-ontologicheskie smysly fol'klorno-skazochnoj iniciacii [EHlektronnyj resurs]. URL: http://teoriapractica.ru/-1-2011/filosofiya/mullyar.pdf (data obrashcheniya: 19.03.2014).

Propp V.YA. Istoricheskie korni volshebnoj skazki. ‒ M.: Labirint, 2000. ‒ 364 s.

Sehlindzher Dzh.D. Nad propast'yu vo rzhi. ‒ M.: EHksmo, 2004. ‒ 272 s.

Tamarchenko N.D. Teoreticheskaya poehtika: ponyatiya i opredeleniya. ‒ M.: RGGU, 2001. ‒ 200 s.

Tehrner V. Simvol i ritual. ‒ M.: Nauka, 1983. ‒ 277 c.

Uspenskij B.A. Poehtika kompozicii. ‒ SPb.: Azbuka, 2000. ‒ 348 s.

Formy vremeni i hronotopa v romane // Bahtin M.M. Voprosy literatury i ehstetiki. ‒ M.: Hudozh. lit., 1975. ‒ 407 s.

Shalimov A.B. Social'nye seti i nauka. ‒ Tambov: Gramota, 2013. ‒ № 12 (38). CH. II. ‒ C. 213-215.

Shmid V. Narratologiya. ‒ M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2003. ‒ 312 s.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-162-165

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)