ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ВЫРАЖЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Array Array Array
Аннотация
Статья посвящена теме применения компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях социального учреждения. В статье представлен обзор действующих законодательных норм образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С научных позиций раскрывается современное понимание понятия «компетентность» и применение его к категории детей и подростков с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Делается заключение о востребованности применения компетентностного подхода в образовании детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями. Предлагается решение проблемы формирования жизненной компетентности у воспитанников рассматриваемой категории педагогическими средствами. Научно обосновывается вывод о том, что целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью является овладение совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для решения жизненных задач и достижения максимально возможной независимости, самостоятельности и адаптации. Подробно описаны необходимые педагогические условия обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. В статье представлен практический опыт реализации образовательной модели на базе государственного бюджетного учреждения Центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь». Предложенная модель основана на сетевом взаимодействии социальных, образовательных учреждений, а также других субъектов социализации детей с выраженными ментальными нарушениями. Статья представляет интерес для ученых и практиков, изучающих современные образовательные модели, деятельность организаций социального обслуживания для детей, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, а также студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова
умеренная;тяжелая и глубокая умственная отсталость;дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями;социализация;образование;коррекция и развитие;компетентность.
Литература
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. ‒ М.: Просвещение, 2008. ‒ 151 с.
Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. ‒ М.: Институт психологии РАН, 1995. – С. 42-57.
Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. ‒ М.: ИЦ ПКПС, 2004.
Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. – Изд. 2-е, доп. ‒ М.: Мариос, 2011. ‒ 456 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. ‒ М.: Пер Сэ, 2004.
Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. ‒ 2000. ‒ Вып. 1.
DOI:
https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-183-186
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)