ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Array Array Array, Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


В статье рассматриваются вопросы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде на современном этапе. В связи с принятием закона «Об образовании в РФ», введением ФГОС второго поколения, утверждением «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ» и «Профессионального стандарта педагога» изменилась парадигма образования. Целью данного исследования является анализ актуальных вопросов преподавания русского языка в новых социокультурных условиях. Такие проблемы, как обучение русскому языку в гетерогенной среде, поликультурное образование, обучение детей мигрантов, детей с ограниченными возможностями здоровья и др., требуют совершенствования вопросов подготовки и переподготовки учителей русского языка и литературы. При решении проблем школьного и вузовского языкового образования необходимо опираться на научные, социолингвистические и сопоставительно-типологические исследования. Принципиально важными становятся взаимосвязанное преподавание русского и родного языков в условиях активного билингвизма, совершенствование основных образовательных программ, создание сетевых межрегиональных магистратур, расширение проблематики магистерских программ, создание базовых кафедр, призванных усилить практикоориентированную направленность обучения. В практику преподавания внедряется полидисциплинарный подход в обучении русскому языку и литературе, приобретаемые обучающимися метаумения должны способствовать осознанному изучению других дисциплин. В системе дополнительного образования кроется огромный потенциал в плане развития языковой личности. Следует обратить внимание на разработку учебно-методических комплексов по русскому языку, отвечающих новым требованиям и вызовам времени. В статье на основе обобщения опыта работы в области языкового образования в РС (Я) указываются пути решения изложенных проблем.


Ключевые слова


языковое образование;ФГОС;поликультурное образовательное пространство;двуязычие;ЕГЭ;гетерогенная среда;учебно-методические комплексы нового поколения;подготовка учителей-словесников;дети мигрантов.

Полный текст:

PDF

Литература


Государственный совет Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. «О совершенствовании системы общего среднего образования». [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 22.04.16).

Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс] - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http (дата обращения: 30.04.16).

Борисова Л.П., Шадрина С.Н. Роль русского языка в формировании общероссийской идентичности // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. ‒ Краснодар: Издательский Дом – Юг. ‒ 2012. ‒ № 12. ‒ С. 221-224.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования России. ‒ М. ‒ 2013. ‒ № 3-4. ‒ С. 28-29.

Борисова Л.П. Стратегия языкового образования в Республике Саха (Якутия) // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»): мат. IV Межд. науч. конф. «Гуманитарные науки и современность». ‒ Рига-М. ‒ 2012. ‒ № 3 (19). ‒ С. 273-276.

Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - 2-е изд. ‒ М.: Просвещение, 2010. ‒ 112 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». [Электронный ресурс] - URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.apkpro.ru (дата обращения: 15.04.16).

Состоялся Первый съезд Общества русской словесности. [Электронный ресурс] - URL: http://rusacademedu.ru/news/sostoyalsya-pervyj-sezd-obshhestva-russkoj-slovesnosti/ (дата обращения: 31.05.16).

Закирьянов К.З. О преподавании дисциплины «Сопоставительная типология русского и тюркских языков (из опыта башкирского университета)» // Функциональный аспект в преподавании русского языка и литературы в межнациональной аудитории: Сб. учеб.-метод. статей участников секции «Русский язык и литература в межна циональном общении» / М-во образования РФ, Учеб.-метод. совет по филологии; Редкол.: К.З. Закирьянов, Е.Н. Ковтун, С.Е. Родионова и др. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2003. – 72 с.

Калита О.В. Существующие проблемы в области преподавания русского языка // Комплект методических материалов для специалистов общеобразовательных учреждений системы дошкольного и общего образования по вопросам функционирования русского языка как неродного. ‒ М.: РУДН, 2015. – 140 c.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-148-155

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)