СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

Наталья Ивановна Ковалева, Людмила Викторовна Колодина

Аннотация


В статье говорится о том, что в обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе.  Проблемы образования  и воспитания  ребенка в полиэтнической среде актуальны сегодня во всем мире. В первую очередь это связано с ростом значимости этнической идентичности в условиях интернационализации социально-экономических и политических аспектов жизни. В статье говорится о том, что Краснодарский край традиционно считался регионом повышенной миграционной активности, в нем проживает около 126 представителей различных этносов, доля мигрантов в составе населения возросла в последнее десятилетие. Возникли и имеют тенденцию к обострению проблемы взаимодействия мигрантов и местного населения, имеющие характер межэтнической напряженности и конфликтов.   И это отношение к мигрантам транслируется в учебные заведения, затрагивая детей мигрантов, что не может не отражаться  на процессе их  школьного  обучения  и  на  их установки в отношении послешкольного образования. В статье рассмотрены результаты реализации комплексной программы социально-психологического сопровождения детей из семей мигрантов, направленной на преодоление кризисных социально-психологических проблем, развитие навыков уверенного поведения, адекватной самооценки, самоотношения, принятия себя, позитивное   социальное   становление личности. Исследование показало необходимость разработки программы и модели поликультурного образования как для полиэтничных школ, где представители различных культур находятся в постоянном непосредственном взаимодействии и которых во всем мире становится все больше, так и для относительно культурно-гомогенных школ.

Ключевые слова


дети-мигранты; этнокультурная идентичность; полиэтническая среда; самоотношение; полиэтничная школа; социально-психологическое сопровождение; социальное становление личности; поликультурное образование; программы и модели образования

Полный текст:

PDF

Литература


Асмолов А.Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. №2.

Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция (сущность и явление). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

Галяпина В.Н. Этнопсихологические основы педагогической деятельности. – Ставрополь: ООО «Литера», 2006.

Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: Привет, 2004.

Ковалева Н.И. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения / Психология образования: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской научнопрактической конференции / Под общ. ред. Е.Ю.Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007.

Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации / Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования М.: Общероссийская общественная организация «Федерации психологов образования России», 2007.

Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

Солдатова Г.У. Новая специализация – психолог-консультант по работе с вынужденными мигрантами// Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. №2.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-85-90

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)