ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Алексеевна Лукьяненко, Александр Викторович Лукьяненко

Аннотация


В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов педагоги общего образования должны быть готовы осуществлять инклюзивное и интегрированное образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями. В настоящее время отечественная система образования претерпевает значительные изменения, обусловленные социальноэкономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями в обществе. Реализуется идея, связанная со сменой целевых установок в сфере образования – от «знаниевых» к компетентностным. Обсуждается необходимость обновления технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса. Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся создания системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от состояния их здоровья и социального положения. Рассматриваются проблемы расширения организационных форм обучения детей с предоставлением родителям права выбора типа и вида образовательного учреждения. Исследования, проведенные в ходе организации и реализации подготовки данных специалистов, показали, что для полноценной организации профессиональной переподготовки кроме специфического содержания необходимо, по нашему мнению, подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа.


Ключевые слова


инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья; повышение квалификации педагогов инклюзивной практики

Полный текст:

PDF

Литература


Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина / под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск, 2013. – С. 71-95.

Бордовский, Г. А., Кантор, В. З. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Г. А. Бордовский, В. З. Кантор // Вестник Герценовского университета. – 2008. – №10. – Режим доступа. http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom

Веракса, А. Н., Гуторова, М. Ф. Практический психолог в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – М., 2011.

Виноградова, Е. Л. Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации старших подростков в условиях общеобразовательной среды школы [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Виноградова Екатерина Львовна. Нижний Новгород, 2011. 26 с. URL: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005003753#?page=1.

Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35-39.

Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы [Текст] : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

Кузьмина, О. С. О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / О. С. Кузьмина // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml

Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2-х ч. Ч.1 / Н. Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010.

Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Г. Осухова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2012. 320 с.

Социальный педагог в школе [Текст]. Вып.2 / авт.-сост. И. Ю. Фоминичева [и др.]. Волгоград : Учитель, 2011. - 254 с.

Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2007.

Хуснутдинова, М. Р. Информированность основных стейкхолдеров инклюзивного образования в г. Москве [Текст] / М. Р. Хуснутдинова // Безбарьерная среда в школе и обществе / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2014. – С. 276–279.

Хухлаева, О. В. Работа психолога в многонациональной школе [Текст] : учеб. пособие / О. В. Хухлаева, М. Ю. Чибисова. М. : ФОРУМ, 2011. 176 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-101-104

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)