ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Мария Эдуардовна Паатова

Аннотация


В статье рассматривается процесс формирования субъект-субъектных отношений в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа усугубляется сложившейся административно-командной системой отношений между воспитателями и воспитанниками. Преобладание карательнорепрессивных форм общения неизбежно влечет за собой возникновение барьеров на  пути взаимопринятия,  конструктивного взаимодействия, что затрудняет процесс реабилитации несовершеннолетних. Данная ситуация выдвигает потребность формирования субъектсубъектных отношений в сфере «воспитанниквоспитатель» и «воспитанник-воспитанник» на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностного подхода, что наиболее эффективно проявляется в актуализации сил саморазвития, самовосстановления и позитивного самоизменения воспитанников. Субъект-субъектные отношения   рассматриваются с позиции паритетного участия воспитанников и воспитателей в организации совместной деятельности. В статье обосновывается авторский подход формирования субъект-субъектных отношений в условиях учреждений закрытого типа. Так осуществляется переход от доминанты воспитательного воздействия к доминанте воспитательного взаимодействия. Данный процесс подразумевает активное двустороннее движение к общей цели воспитания на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Ориентация воспитательного  процесса на субъект-субъектные отношения вовсе не означает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. При субъект-субъектном взаимодействии воспитателя и воспитанника достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я-концепции воспитанника. Главной целью становится формирование субъекта воспитания личности, воспитывающей саму себя. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии.


Ключевые слова


специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; личностный подход; субъект-субъектные отношения

Полный текст:

PDF

Литература


Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждении закрытого типа: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2005. – 28 с.

Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Вып.1 – 2012. – С. 20-27.

Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М., 1981. – 320 с.

Киселева Е.В. Формирование субъект-субьектных отношений в воспитании спортсменов // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – 2004.№9. // http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2004n9/p59-63.htm (дата обращения: 25.04.2016 г)

Корнеева Л.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.В. Корнеева. – М., 1999. – 29 с.

Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 256 с.

Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О.С. Газман и др. Вып.2. М.: Ин-т пед. иннов. РАО «Инноватор», 1995. 103 с.

Паатова М.Э. Реабилитация воспитанников учреждений закрытого типа // Педагогика. – 2010. №2. – С.57-62.

Паатова М.Э. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа: теория и практика: монография. – Москва, Издательский Дом МИСиС. – 174 с.

Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: Монография. – М.: Изд-во «КСП+», 2003. – 432 с.

Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. № 3 – С. 87-94.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-129-133

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)