ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования субъект-субъектных отношений в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Процесс реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа усугубляется сложившейся административно-командной системой отношений между воспитателями и воспитанниками. Преобладание карательнорепрессивных форм общения неизбежно влечет за собой возникновение барьеров на пути взаимопринятия, конструктивного взаимодействия, что затрудняет процесс реабилитации несовершеннолетних. Данная ситуация выдвигает потребность формирования субъектсубъектных отношений в сфере «воспитанниквоспитатель» и «воспитанник-воспитанник» на основе гуманистической парадигмы, выражающейся в реализации идей личностного подхода, что наиболее эффективно проявляется в актуализации сил саморазвития, самовосстановления и позитивного самоизменения воспитанников. Субъект-субъектные отношения рассматриваются с позиции паритетного участия воспитанников и воспитателей в организации совместной деятельности. В статье обосновывается авторский подход формирования субъект-субъектных отношений в условиях учреждений закрытого типа. Так осуществляется переход от доминанты воспитательного воздействия к доминанте воспитательного взаимодействия. Данный процесс подразумевает активное двустороннее движение к общей цели воспитания на основе равенства позиций вместе познающих мир воспитанника и воспитателя. Ориентация воспитательного процесса на субъект-субъектные отношения вовсе не означает отказа от рассмотрения его участников в качестве объектов. При субъект-субъектном взаимодействии воспитателя и воспитанника достигается максимальное развитие самостоятельности положительной Я-концепции воспитанника. Главной целью становится формирование субъекта воспитания личности, воспитывающей саму себя. При этом ведущее положение в развитии субъекта занимает его проектировочная целеполагающая деятельность и способность к рефлексии.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждении закрытого типа: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2005. – 28 с.
Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Вып.1 – 2012. – С. 20-27.
Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М., 1981. – 320 с.
Киселева Е.В. Формирование субъект-субьектных отношений в воспитании спортсменов // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – 2004.№9. // http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/2004n9/p59-63.htm (дата обращения: 25.04.2016 г)
Корнеева Л.В. Особенности самоопределения подростков-учащихся специальных школ закрытого типа: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.В. Корнеева. – М., 1999. – 29 с.
Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 256 с.
Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О.С. Газман и др. Вып.2. М.: Ин-т пед. иннов. РАО «Инноватор», 1995. 103 с.
Паатова М.Э. Реабилитация воспитанников учреждений закрытого типа // Педагогика. – 2010. №2. – С.57-62.
Паатова М.Э. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа: теория и практика: монография. – Москва, Издательский Дом МИСиС. – 174 с.
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: Монография. – М.: Изд-во «КСП+», 2003. – 432 с.
Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2012. № 3 – С. 87-94.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-129-133
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)