К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Юлия Ивановна Попова

Аннотация


Статья посвящена обзору параметров психологической безопасности инклюзивной образовательной среды. Рассматривается опыт анализа психологической безопасности образовательной среды на микрои макроуровнях с учетом специфики инклюзивного образования. Установлено, что факторами общего обеспечения безопасности образовательной среды являются эффективная организация (включающая управленческие процедуры и подбор компетентных специалистов) и внимание к коммуникативно-личностным параметрам взаимодействия в среде, связанные с удовлетворением личностных и образовательных потребностей участников образовательной среды. Подчеркивается, что эффективная реализация образовательной среды является значимым фактором развития личностного потенциала. Показано, что обеспечение психологической безопасности инклюзивной образовательной среды осуществляется  на нескольких уровнях: организационном (факторы комплексности параметров среды); образовательном (факторы гибкости образовательных программ, необходимой для  удовлетворения разных видов потребностей); коррекционном (связанном с удовлетворением различных образовательных потребностей). А также через особые, дифференцированные меры оценки эффективности образовательных воздействий. Особого внимания требует подготовка специалистов  психолого-педагогических  профилей,  развитие  у них высокой психологической культуры и способности гибкого управления образовательными средами в соответствии с задачами инклюзивного образования. Раскрывается потенциальная управляемость указанных параметров и способы их реализации.


Ключевые слова


инклюзивное образование; образовательная среда; психологическая безопасность личности; ресурсность среды; самоактуализация личности; управляемость факторов психологической безопасности; стабильность образовательной среды; организация образовательной среды; преемственность управленческих процедур; уровни анализа психологической безопасности среды

Полный текст:

PDF

Литература


Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как психолого-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142). С. 112–115.

Баева И.А. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии как составляющие профессиональной компетентности выпускника психолого-педагогического профиля // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №1. С. 93–106.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2002. 112 с.

Пую Ю.В. Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №104. С. 57–66.

Богмягкова О.Н. Психологическая безопасность личности в условиях инклюзивного образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 245–250.

Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. №142. С. 27–33.

Гаязова Л.А. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №145. С. 64–72.

Ежевская Т.И. Психологическое здоровье как значимый ресурс информационно-психологической безопасности личности. // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С. 205–210.

Попова Ю.И. Факторы психологической безопасности образовательной среды вуза // Успехи современной науки: международный научно-исследовательский журнал. г. Белгород. 2016, №3. Т. 2. С. 123–125.

Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. №2.

Зотова О.Ю. Концептуальные представления о социально-психологической безопасности личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. №11. С. 129–136.

Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 3. Том 15. С. 70–75.

Миллер Л.В. Психологическая компетентность специалистов образовательных учреждений как опорный ресурс психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 84–93.

Мохова С.Ю. Идентичность и идентификация как составляющие информационно-психологической безопасности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 5 (52). С. 86–91.

Кора Н.А. Психологический аспект категории «безопасность» // Казанский педагогический журнал. 2012. №3 (93). Psychological aspect of category of ―security‖.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-140-143

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)