ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


Статья посвящена развитию метафорической компетенции – способности понимать и использовать метафору в дискурсе – в процессе обучения языку, в том числе иностранному языку для специальных целей. В статье представлены результаты сравнительного исследования метафорической компетенции студентов-экономистов, изучающих английский язык для межличностного общения и общения в профессиональной сфере. Авторы анализируют определения коммуникативной компетенции, компетенции профессиональной коммуникации, метафорической компетенции. Авторы проводят сопоставительный анализ метафорической плотности, функций метафоры, типов ошибок употребления метафоры в разных типах коммуникации (профессиональной и непрофессиональной). Проведенное исследование выявляет динамику метафорической компетенции русскоязычных студентов-экономистов в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (английскому). В процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов-экономистов возрастает количество метафор в письменной коммуникации, наиболее интенсивно реализуется дискурсоорганизующая функция, уменьшается общее количество ошибок, однако при этом возрастает количество межъязыковых ошибок в употреблении как профессиональной, так и дискурсивной метафор. Наличие межъязыковых ошибок можно расценивать как показатель активного освоения нового подъязыка, а именно языка профессиональной (в том числе академической) коммуникации в сфере экономики.

Ключевые слова


метафора;метафорическая компетенция;коммуникативная компетенция;коммуникация;профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам

Полный текст:

PDF

Литература


Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. – Chicago, 2008.

Gibbs R. (Ed.), The Cambridge handbook of metaphor and thought. – Cambridge, NewYork: Cambridge University Press, 2008.

Hoang H. Metaphor and Second Language Learning: The State of the Field // The Electronic Journal for English as a Second Language. – 2014. – № 18 (2). [Электронный ресурс] - URL: http://researcharchive.vuw.ac.nz/bitstream/handle/10063/4195/thesis.pdf?sequence=2.

Danesi M. The role of metaphor in second language pedagogy // Rassegna Italiana Di Linguistica Applicata. – 1986. – № 18(3). – Pp. 1-10.

Low G. On teaching metaphor. Applied Linguistics. – 1988. – № 9(2). – Pp. 125–147.

Boers F., Lindstromberg S. Cognitive linguistic applications in second or foreign language instruction: Rationale, proposals, and evaluation / In G. Kristiansen, M. Achard, R. Dirven & F.J.R. de Mendoza Ibánez (Eds.), Cognitive linguistics: Current applications and future perspectives. – Berlin, NewYork: De Gruyter, 2006. – Pp. 305-355.

Boers F. & Lindstromberg S. Opening chapter: From empirical findings to Pedagogical practice. In F. Boers & S. Lindstromberg (Eds.), Cognitive linguistic approaches to teaching vocabulary and phraseology. – Berlin, New York: De Gruyter, 2008. – Pp. 1-61.

Boers F. Cognitive Linguistic approaches to teaching vocabulary: Assessment and integration // Language Teaching. – 2013. № 46(2). – Pp. 208–224.

Lewis M. The lexical approach: The state of ELT and a way forward. – London: Language Teaching Publications, 1993.

MacLennan C. Metaphors and prototypes in the learning teaching of grammar and vocabulary // IRAL. – 1994. – № 32(2). – Pp. 97-110.

Sweetser E. From etymology to pragmatics: Metaphorical and cultural aspects of semantic structure. – Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Taylor J. Polysemy‘s paradoxes // Language Sciences. – 2003. – № 25(6).– Pp. 637-655.

Kecskés I. & Papp T. Metaphorical competence in trilingual language production. In J. Cenoz & U. Jessner (Eds.), English in Europe: The acquisition of a third language Clevedon: Multilingual!Matters, 2000. – Pp. 99-120.

Littlemore J. & Low G. Metaphoric competence, second language learning and communicative language ability //Applied Linguistics. – 2006. – № 27(2).– Pp. 268-294.

Low G. Metaphor and education. In R. Gibbs (Ed.), The Cambridge handbook of metaphor and thought. Cambridge.– New York: Cambridge University Press, 2008. – Pp. 212-231.

Hashemian M. & Talebi Nezhad M. The development of conceptual fluency & metaphorical competence in L2 learners // Linguistik Online. – 2007. – № 30.

Kathpalia S. & Heah L. Metaphorical competence in ESL student writing // RELC Journal. – 2011. – № 42(3). – Pp. 273-290.

Littlemore J. Metaphoric intelligence and foreign language learning // Humanising Language Teaching. – 2001. – № 3(2).

MacArthur F. Metaphorical competence in EFL: Where are we and where should we be going? A view from the language classroom // AILA Review. – 2010. – № 23. – Pp. 155-173.

Azuma, Masumi. Metaphorical competence in an EFL context: the mental lexicon and metaphorical competence of Japanese EFL students. PhD thesis, University of Nottingham, 2004. [Электронный ресурс] - URL: http://etheses.nottingham.ac.uk/1894/1/416746.pdf

Bachman L. Fundamental Consideration in Language Testing. – Oxford, Oxford University Press. 1990.

Littlemore J., Krennmayr T., Turner J. and Turner S. Investigating figurative proficiency at different levels of second language writing // Research Notes.– 2012. – № 47 (2). – Pp. 117-144.

Littlemore J., Krennmayr T., Turner J. and Turner S. Investigating figurative proficiency at different levels of second language writing // Applied Linguistics. – 2014. – № 35 (2). – Pp. 117-144.

Littlemore J., MacArthur F., Holloway J. & Cienki A. How to make yourself understood by international students: The role of metaphor in academic tutorials // ELT Research Papers: British Council Publications – 2012. – № 12-06. – Pp. 1-27.

Turner S. The development of metaphoric competence in French and Japanese learners of English. PhD thesis. – Birmingham, University of Birmingham, 2014. [Электронный ресурс] - URL: http://etheses.bham.ac.uk/5449/9/Turner14PhD.pdf.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. – М.: Моск. гос. лингв. ун-т, 2003.

Sabet M., Tavakoli M. Metaphorical Competence: a Neglected Component of Communicative Competence // International Journal of Education & Literacy Studies. – 2016. – № 4(1). – Pp. 32-39.

Frumina E., West R. Internationalisation of Russian Higher Education: the English language dimention. – M.: British Council, 2012.

Steen G., Dorst A.G., Herrmann J.B., Kaal A., Krennmayr T. and Pasma T. (2010). A Method for Linguistic Metaphor Identification. – Amsterdam: John Benjamins Publishing Company.

Уткина Т.И., Мишланова С.Л. Метафора в профессиональной коммуникации (на материале экономического дискурса) // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – Т. 2. – № 2 (41). – С. 259-264.

Пермякова Т.М., Уткина Т.И. Изучение степени профессионализации академического дискурса посредством анализа моделей когнитивных метафор // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (серия Филология). – 2014. – № 3. – Т. 1. – С. 152-161.

Уткина Т.И., Костарева Е.В. Функционирование дискурсивных маркеров в академическом письме на английском языке студентов-экономистов // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2015. – Т. 6. – № 38. – С. 100-115.

Программа учебной дисциплины ―Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа ПУД «Иностранный язык (английский) для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавр [Электронный ресурс] - URL: http://www.hse.ru/edu/courses/94100352.html) (дата обращения: 09.12.2013)

PragglejazGroup. MIP: A method for identifying metaphorically used words in discourse // Pragglejaz Group. Metaphor and Symbol. - № 22(1). - 2007. - Pp. 1-39.

Macmillan – Macmillan Dictionary for Advanced Learners. [Электронный ресурс] - URL:

http://www.macmillandictionary.com (дата обращения: 05.07.2015).

Longman – Longman Dictionary of Contemporary English. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ldoceonline.com (дата обращения: 05.07.2015).

Alejo R. Making sense of phrasal verbs: a cognitive linguistics account, in Littlemore, J and Juchem-Grundmann, C. (Eds) Applied cognitive linguistics in second language learning and teaching // AILA Review. – 2010. – № 23. – Pp. 50-71.

Sinclair J. Corpus, Concordance, Collocation. – Oxford: Oxford University Press, 1991.

Semino E.Metaphor in Discourse. –Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-244-254

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)