К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО И ДРУГИХ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье рассмотрена проблема взаимосвязи трех видов интеллекта: социального, эмоционального и логического. Интерес к социальному интеллекту (СИ) определяется потребностью общества выявить «социальные спо- собности» человека и развивать их. Социальный интеллект рассматривается как необходимое условие успешного овладения профессиональными навыками специалиста и адаптации в профессиональной среде. Развитие социального интеллекта становится важной частью образовательного процесса. Социальный интеллект является объектом изучения многих ученых, однако нет единой концепции, которая объясняет природу социального интеллекта в структуре способностей, результаты исследований сильно разнятся, в том числе и по причине использования различных методик измерения и теоретических концепций авторов. В нашем исследовании изучался социальный интеллект студентов разных специальностей. Использовались методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, тест эмоционального интеллекта Н. Холла, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (сокращенный вариант).
В результате факторного анализа (Варимакс-вращение) были выделены пять факторов.
Корреляционный анализ выявил сложные связи между тремя видами интеллекта.Социальный интеллект не связан напрямую с уровнем развития общего интеллекта. Социальный интеллект положительно связан с эмоциональным с наибольшей нагрузкой по показателю «эмпатия» и имеет отрицательные связи с математическим интеллектом. Чем выше логический интеллект, тем выше эмпатия. Выявлена связь между уровнем развития социального интеллекта и избранной профессией. Результаты согласуются с выводами других авторов, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - С. 129-140.
Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б .Форсайт и др. - СПб.: Питер, 2002.
Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - С. 11-30.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-135-138
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)