ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Ирина Алексеевна Рудакова, Надежда Ивановна Рослякова

Аннотация


Теоретико-методологические подходы к развитию инклюзивного образования в России, понимаемого как образование по обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей,  разрабатываются в  основном  в  логике концептуальных положений педагогики многообразия и ее главной проблемы гетерогенности признания различий между людьми. Исследуемая проблема рассматривается в позитивном и негативном планах. При этом негативность гетерогенности напрямую связывается с идеей социальной неадаптации обучающихся. Соглашаясь в целом с предложенными методологическими подходами разработчиков применительно к  инклюзивному образованию, предлагаем обратить внимание на концептуальные подходы в  решении проблемы, опираясь на отечественный опыт воспитания и обучения детей в закрытых и открытых образовательных средах 20-30 гг. ХХ в., а также мировой опыт обучения подрастающего поколения детей, имеющих трудности в обучении. Концепция барьеров в обучении и опора на ресурсы в первую очередь самих школьников «растворяет» проблему, связанную с обсуждением вопроса «об особых образовательных потребностях», «ограниченных возможностях здоровья» и проч., но погружает в сущность идеи инклюзии, или гетерогенности, в которой личность обучающегося ребенка  становится  действительно приоритетной задачей образования, воспитания и его развития. Взгляд на проблему развития инклюзивного образования как барьеров в обучении позволит выйти на новый виток понимания сущности многообразия в педагогике.


Ключевые слова


менеджмент многообразия и педагогика многообразия; гетерогенность и гомогенность; негативный и позитивный планы решения проблемы; педагогическая поддержка; барьеры в обучении; личностные ресурсы школьников и образовательных сред в инклюзивном образовании

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Щербакова Л.И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. 128 с.

Баринова Г.В. Инвалидность как социальный феномен современного российского общества (социально-философский анализ): автореф. дис. … д-ра филос. наук. М., 2015. 51 с.

Грауманн О., Певзнер М.Н. Гетерогенность как педагогическая проблема / Инклюзивное образование. Проблемы и перспективы / Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого 19-21 мая 2014 г. Великий Новгород. С. 6-13.

Гребенникова В.М., Рудакова И.А., Щербина А.И. Миссионерские стратегии подготовки будущих магистров для инклюзивного образования / Стратегии формирования инклюзивной среды / сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Вуз как гетерогенная организация: стратегии формирования инклюзивной среды» (Великий Новгород, СПб. (17-19 мая 2016 г.) / сост. М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, ред.-сост. Н.В. Богатенкова. СПб.: СПбАППО, 2016. С. 42-50.

Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2015. 23с.

Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Адаптационные модули (дисциплины) как педагогические компоненты инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21709 (дата обращения: 29.01.2016).

Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ширин А.Г. Педагог в мире многообразия: ведущие идеи и ожидаемые результаты нового международного проекта / Инклюзивное образование. Проблемы и перспективы / Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого 19-21 мая 2014 г. Великий Новгород. С. 24-34.

Рудакова И.А., Алексеенко Т.Ф. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте. Технический университет региональный центр стратегического партнерства: инновационный проект / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГТУ, 2004. С. 54-57.

Рудакова И.А. Позитивный и негативный планы понимания гетерогенности и методов ее реализации в современном отечественном образовании // Педагогика и современность. Научнопедагогический журнал. М.: Перо. 2015. № 1. С. 34-39.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013.

Lesko D. Inclusive school communities: strategy of achieving success. [Development of inclusive schools in Russia. Materials of International Conference, November 19-20, 2005]. Available at: http://www.obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?id=388 (in Russian).

Magrabu F. Otkrytoe dose po inklyuzivnomu obrazovaniyu [Open Profile on Inclusive Education]. Paris, UNESKO Publ., 2005. 18 p.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-173-179

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)