«ЖАНР» КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА 1968-1985 гг. ГОСУДАРСТВО, КИНЕМАТОГРАФИСТЫ, ЗРИТЕЛЬ

Array Array Array

Аннотация


1968-1985 гг. - уникальный в истории отечественного кино период по интенсивности интереса и исследовательского энтузиазма к феномену жанрового кино. Волнующей кинематографистов проблеме «жанра» было посвящено множество теоретических трудов и статей. С программами переориентации советского кино на рельсы «коммерческих» жанров выступали многие кинорежиссеры. В это же время в СССР активизируется и расцветает социология кино. В статье рассмотрен комплекс организационно-экономических и социокультурных параметров функционирования советского кинематографа 1968-1985 гг., которые закономерно обусловили повышенный интерес к жанрам со стороны кинообщественности в 1970-е годы, как то: малое количество выпускаемых отечественных фильмов, действительно имевших зрительский интерес и приносивших прокатную прибыль; отсутствие экономических механизмов «обратной связи» со зрительской аудиторией; стабильное падение посещаемости кинотеатров и падение прибыли от кинопроката; выраженное расслоение зрительской аудитории СССР; разворот советского кинематографа в русло «тематического планирования»; активное стремление кинематографистов создавать интересные и привлекающие зрителей фильмы; развитие телевидения, своей спецификой (массовость, конвенциональность) влиявшего на кинопроизводство. Определены противоречия жанровых поисков отечественного кино 1970-х годов, отразившиеся на структуре кинорепертуара и художественном облике фильмов. Делается вывод, что парадоксы и искажения, рожденные в 1970-е годы в отношении кинематографических жанров, до сих пор бытуют в постсоветском кинематографическом пространстве.

Ключевые слова


кинематографический жанр;советское кино;киностудия Ленфильм;социология кино;кинопрокат;управление кинематографом;телевидение;жанровый фильм

Полный текст:

PDF

Литература


Дондурей Д.Б. Гуманизм жанра // Киноведческие записки. - 1991. - № 11. - С. 82.

Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. - М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Косинова М. Параметры кризиса организационно-экономической системы отечественного кинематографа // «После оттепели: Кинематограф 1970-х». - М.: НИИ Киноискусства, 2009. - С. 9-73.

Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.). - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. - 775 с.

Рондели Л.Д. Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.). - М.: НИИ киноискусства ВГИК им. С.А. Герасимова, 2013. - 450 с.

Марголит Е.Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития // Киноведческие записки. - 2004. - № 66. - С. 78.

Михалков-Кончаловский А.С. В поиске: [полемические заметки] // Искусство кино. - 1975. - № 9. - С. 145-157.

Ханютин Ю. Фильм и зритель в системе массовых коммуникаций // Искусство кино. - 1976. - № 9. - С. 33-52.

Головской В.С. Между оттепелью и гласностью: кинематограф 70-х. - М.: Материк, 2004. - С. 89.

Шукшин В. От прозы к фильму // Кинопанорама. Советское кино сегодня. - М., 1975. - С. 265.

Кичин В. Две ветви от одного ствола // Кинопанорама. Вып. 2. - М., 1977. - С. 29-59.

Разлогов К.Э. Жанровое пространство и особенности его структурирования // Киноведческие записки. - 1991. - № 11. - С. 78.

Фомин В.И. Кино и власть: советское к




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-74-83

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.