ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

Инна Леонидовна Федотенко, Юлия Викторовна Харланова

Аннотация


Статья посвящена актуальной в педагогической науке теме, связанной с понятием инклюзивного образования. Авторы рассматривают данный вид образования как некое перспективное направление, имеющее свои особенности, трудности и модели. В статье выделены принципы инклюзивного образования, к которым относят отсутствие дифференциации по способам вовлечения ребенка в систему школьного образования, наличие необходимых ресурсов, стимулирующих ситуацию равноправия между учащимися, и необходимость развития у всех детей без исключения коммуникативных способностей и удовлетворение их потребности в общении. Авторы сравнивают понятия «инклюзия» и «интегрированное образование», подчеркивая их разницу. Центральное различие они видят в подходе к ребенку. Если при интеграции задача школы - сформировать ребенка так, чтобы он мог соответствовать условиям образовательной организации, то инклюзивное образование признает, что любой ребенок может находиться и учиться в массовой школе и, соответственно, необходимо менять саму систему образования. Важной частью статьи является выделение четырех моделей инклюзивного образования, основанных на уровне интеграции. Авторы описывают особенности постоянной полной, постоянной неполной, постоянной частичной и эпизодической интеграции. Данные модели охватывают все возможности, которые позволят особому ребенку включиться в образовательный процесс массовой школы. В завершение авторы описывают результаты социологического опроса, проведенного среди учителей общеобразовательных школ г. Тулы для выявления их отношения к инклюзивному образованию. Главный вывод практической части исследования состоит в том, что большинство педагогов положительно относятся к внедрению инклюзии, но на данный момент их пугают возможные трудности.

Ключевые слова


инклюзия;инклюзивное образование;дети с особыми образовательными потребностями;особый ребенок;общеобразовательная массовая школа;модель инклюзивного образования;интеграция;интегрированное образование;педагог;гуманизация общества

Полный текст:

PDF

Литература


Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 374-377.

Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19. - № 1. - С. 5-16.

Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов / Под науч. ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. - М.: Спутник+, 2015. - 254 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-182-188

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)