НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КАРЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Вячеслав Александрович Тебенко

Аннотация


Статья посвящена языковым изменениям в школах различных автономных образований РСФСР, в частности Республики Карелия, в послевоенный период. Цель публикации - проанализировать процессы, происходящие в школьном образовании в начале 1950-60-х годов, и выявить закономерности в реформировании и сокращении национальной школы в Карелии и других автономных областях. Для достижения поставленной цели проанализированы различные источники информации, где подробно рассмотрены проблемы развития национальных школ в разных районах РСФСР. В статье описано постепенное прекращение использования коренными народами своего родного языка и перехода на более престижный - русский язык. Несмотря на то, что данный процесс был связан с проблемами национальной политики и регулировался на всех уровнях советской власти, во многом он был обусловлен глобальными изменениями социального, демографического, этнического плана. Чтобы выявить закономерности, в публикации приводится много факторов, касающихся формирования русскоязычной языковой среды в автономных республиках РСФСР. С этой целью рассмотрены различные автономные образования по численности населения, национальному составу, удаленности от центра, уровню индустриализации. Это позволяет выявить общие характеристики и говорить о том, насколько отличался процесс языковой ассимиляции в Карельской АССР.

Ключевые слова


образование;школа;национальная политика;Карелия;финский язык;реформа

Полный текст:

PDF

Литература


История Карелии с древнейших времен и до наших дней / под общ. ред. Н.А. Кораблева. - Петрозаводск: Периодика, 2001. - 948 с.

Вавулинская Л.И. Общеобразовательная школа и вопросы языковой политики в Карелии во второй половине 1940-х - в 1950-е годы // Вопросы истории Европейского Севера: Проблемы развития культуры: вторая половина XIX-XX вв.: Сб. науч. ст. - Петрозаводск, 2002. - С. 161-173.

Клементьев Е.И., Кожанов А.А. Финский язык в Карелии в новейший период // Финский фактор в истории и культуре Карелии ХХ века. Гуманитарные исследования. Вып. 3 / Науч. ред. О.П. Илюха. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. - 465 с.

Вавулинская Л.И. Указ. соч. - С. 166.

Чумак Е.Г. Основные мероприятия государственной образовательной политики в отношении коренного населения Севера в 20-50-е гг. ХХ в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2008. - № 8. - С. 109-114.

Габов П.В. Государственная политика и реалии развития коми национальной школы во второй половине ХХ века: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. - Сыктывкар, 2009. - 267 с.

Ефимов Л.А. Школьная реформа 1958 г. и проблемы языковой политики в процессе ее реализации в Чувашии // Интеграция образования. - 2004. - № 1. - С. 125-130.

Там же. - С. 129.

Михайлов В.Т. Марийская национальная учебная книга: история эволюции // Проблемы современного образования. - 2013. - № 5. - С. 117-132..

Там же. - С. 127.

Полынов Ф.Ф. Школьное образование в Мордовии 1941-1953 гг. - 139 с. [Электронный ресурс] - URL: http://polinovff.edurm.ru/index.php/metodichka/kollegam/nauchno-isledovatelskietrudy/59-shkolnoe-obrazovanie-v-mordovii-v-1941-1953-gg

Шукшина Т.И. Развитие системы общего образования Мордовии в контексте российских образовательных реформ // Интеграция образования. - 2004. - № 3 (36). - С. 88-97.

Гарипова Ф.Х. Опыт языкового строительства в Республике Башкортостан: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19. - Уфа, 2005. - 215 с.

Там же. - С. 121.

Шамсутдинов Д.З., Шайдулин Р.В. Особенности развития татарской национальной школы в ТАССР в 50-60-е годы ХХ века // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Вып. 3. Том 154. - 2012. - С. 98-104.

Там же. - С. 101.

Клементьев Е.И. Прибалто-финские народы Карелии в зеркале переписи 1959 г. // Языковые процессы в Карелии на примере карелов, вепсов и финнов: сб. ст. / Е.И. Клементьев; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2013. - С. 9-16.

Покровская И.П. Население Карелии. - Петрозаводск: Карелия, 1978. - 192 с.

Кожанов А.А. Изменения в этническом составе сельского населения Карельской АССР в послевоенный период (1949-1958 гг.) // Этнокультурные процессы в Карелии. - Петрозаводск, 1986. - С. 5-20.

Моргунов К.А. Развитие системы школьного образования в Оренбургской области в 1945-1991 годы // Этнопанорама. - 2010. - № 1-2. - С. 56-96.

Там же. - С. 57.

Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. О праве наций на самоопределение. О национальной гордости великороссов. К вопросу о национальностях или об «автономизации». - М.: Политиздат, 1990. - 110 с.

Чешко С.В. Распад СССР: этнополитический анализ. - 2-е изд. - М.: ИЭА РАН, 2000. - 395 с.

Социально-культурный облик советских наций (по материалам этносоциологического исследования) / отв. ред. Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1986. - 456 с.

Там же. - С. 307-308.

Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР: основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. - М.: Наука, 1984. - 288 с.

Козлов В.И. О сущности русского вопроса и его основных аспектах // Вестник Московского государственного университета. Сер. 8, История. - 1993. - № 5. - С. 33-44.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-67-78

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)