ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Лариса Владимировна Быкасова, Владимир Васильевич Подберезный, Оксана Александровна Беляева

Аннотация


С позиции синергетического подхода в статье предпринята попытка рефлексии механизмов модернизации экологического образования, изучающего все формы движения материи и различные уровни ее организации. Авторы рассматривают экологическое образование через внутреннюю структуру педагогической теории и практики; через взаимосвязь, отношения с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах; через функции социальных институтов, формирующих человеческий опыт. Существенная роль в успешной реализации основных стратегий педагогической экологии принадлежит педагогу как архитектору трансмедийных продуктов, имеющему репутационный капитал, высокую личную эффективность, тиражирующему лучшие образовательные практики, и среде, обладающей свойствами адаптации, самоорганизации, имеющей консолидирующий эффект. Педагогическая экология обращается к дидактической валентности образования, диверсификация и модернизация которого проявляется в индивидуализации образования (форма, скорость, модель обучения); в формировании у субъекта образования когнитивных навыков; в практико-ориентированном характере образования; в непрерывности образовательного процесса в течение всей жизни. Стратегический аудит основных идей педагогической экологии, базирующихся на методологических принципах, дидактических методах, образовательных моделях, разрабатываемых современной педагогической наукой и практикой, позволит выявить основные стратегии развития экологического образования благодаря использованию механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, как поиск нового понятийного аппарата, отвечающего современным экологическому, экзистенциальному, антропологическому дискурсам педагогической науки, представляющей гетерогенный контент, нуждающийся в ревизии категориального аппарата, чьи дефиниции в результате эволюции и социокультурных изменений либо не совпадают, либо имеют специфический смысл, обусловленный семантической окраской концепта.


Ключевые слова


ноосферное образование;экологическая стратегия;антропогенная среда;дискурс;механизмы модернизации;образовательный потенциал

Полный текст:

PDF

Литература


Андреева К.В., Быкасова Л.В. Средоориентированное обучение в современном вузе / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//www/science-education.ru/113-11421.html, свободный.

Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. - М.: Белые Альвы, 2002. - 320 с.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000. - 351 с.

Быкасова Л.В. Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец. - 2016. - № 2 (71). - С. 96-99.

Быкасова Л.В., Самойлов А.Н. Акметектоника как моделируемый эталон субъекта образовательной деятельности // Наука и современность. - 2017. - № 1 (11). - С 63-69. DOI: 10.17117/ns.2017.01.063 [Электронный ресурс] - http://ucom.ru/doc/ns.2017.01.pdf

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А. Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. - № 1. - Часть 1. - С. 121-125. Doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125.

Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Петрушенко С.А.Современная образовательная парадигма в формировании регионального образовательного кластера // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 130-135. Doi: 10.23859/1994-0637-2017-2-77-19.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

Философия философии. Тексты философии: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академический Проект. Фонд «Мир», 2012. - С. 37-116.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-132-138

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)