МУЗЕЙ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС: РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Оксана Валериевна Ченцова

Аннотация


Исторически музей применялся в качестве образовательного ресурса начиная с Античности. Современная система высшего образования, находящаяся в поиске активных методов обучения для преодоления кризиса образования, может обратиться к многовековому опыту образовательной среды музеев, в особенности рассмотреть достижения XVIII века, ознаменованного вхождением и укоренением публичной образовательной деятельности музеев в общественной жизни, и дальнейшему развитию музейной педагогики. В данной статье проанализированы этапы развития образовательной среды музеев от эпохи Просвещения до наших дней в целях обоснования возможности и целесообразности включения потенциала культурно-образовательного пространства музея в педагогический процесс системы высшего образования в качестве дополнительного ресурса. Культурно-образовательное пространство музея обладает педагогической сущностью, способной оказать воздействие на формирование культурного и профессионального потенциала студента. Автором статьи проанализировано историческое исследование музея в мировой культуре Т.Ю. Юреневой [7] на основе компонентов образовательной среды, выявленных В.А. Ясвиным [9, c. 6]. Получены данные о наличии компонентов образовательной среды на каждом из этапов развития музея, что демонстрирует высокую педагогическую сущность музея и актуальность применения музея как одного из дополнительных ресурсов системы высшего образования в современном мире.

Ключевые слова


образовательная среда музея;компоненты образовательной среды музея;образовательная среда музея в эпоху Просвещения;образовательная среда музея в XX в.;образовательная среда музея в XXI в.;актуальность музея как ресурса для системы высшего образования

Полный текст:

PDF

Литература


Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. Сборник статей / Под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - 446 с.

Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения // Образовательные и воспитательные задачи современного музея / Под ред. Л.Г. Оршанского. - СПб., 1914.

Мастеница Е.Н. Социальные функции музея в глобальном мире // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - Т. 210, 2015. - C. 229-236.

Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая пол. Х1Х - нач. ХХ в.) // Музей и власть. - Ч. II. - М., 1991. - Сб. науч. тр. / НИИ культуры.

Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. - Ижевск: Научная книга, 2007. - 131 с.

Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения / Общ. ред. А.В. Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 575-606.

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М.: Русское слово-РС, 2003. - 535 с.

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. - М.: 2001. - 153 с.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-179-184

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)