РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ

Татьяна Викторовна Макеенкова, Наталья Анатольевна Малинкина

Аннотация


В статье рассматривается органичная связь теории и методики обучения русскому языку как иностранному с принципами общей дидактики, выполнение требований которых призвано облегчить работу преподавателя по обучению иностранцев русскому языку. Подробно описываются пути и способы практической реализации таких общедидактических принципов, как принципы научности, доступности, системности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, прочности усвоения знаний. Каждый из этих принципов базируется на объективных законах дидактики, отражающих необходимые связи между составными элементами внутри процесса обучения. В связи с этим осознание необходимости руководствоваться не только принципами, учитывающими закономерности усвоения русского языка как иностранного, но и принципами общей дидактики делает процесс преподавания русского языка в иностранной аудитории более эффективным. Практическая реализация общедидактических принципов осуществляется за счет соблюдения ряда важных правил, которые ориентируют преподавателя на выполнение определенных действий, что показано на примере конкретных упражнений и ситуационных задач. Лексическое и грамматическое наполнение заданий и упражнений может видоизменяться и варьироваться в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся, а также от конкретного этапа изучения русского языка как иностранного. Приведенные примеры заданий и упражнений из опыта преподавания показывают, что практическая реализация общедидактических принципов способствует не только достижению основных целей обучения, но и формированию коммуникативной компетенции обучающихся, основанной на компетенции лингвистической, как конкретной цели обучения иностранцев русскому языку.

Ключевые слова


русский язык как иностранный;коммуникативная компетенция;общая дидактика;принцип научности;принцип доступности;принцип системности и последовательности;принцип наглядности;принцип сознательности и активности;принцип прочности усвоения знаний;практическая реализация;задание

Полный текст:

PDF

Литература


Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным кам. - М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 175 с.

Селиванов В.С. Педагогика: Учеб. пособие. - Смоленск, 2001. - 151 с.

Равкин З.Н. Великие реформаторы школы // Педагогика: науч.-теорет. журн. - 1992. - № 5-6. - С. 81-86.

Малинкина Н.А. Реализация основных принципов общей дидактики при изучении морфемики и словообразования в школе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - Т.15. - № 2. - С. 31-36.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: Учеб. пособие. - М: Флинта: Наука, 2013. - 480 с.

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с.

Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-4/1-194-200

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)