АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УСПЕХА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Array Array Array, Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


Важнейшей задачей современных российских вузов является развитие потенциала личностно-профессиональной активности, базовым условием которой является выраженная мотивация достижения, стремления к успеху. Феномен успеха  является своего рода метафактором мотивации, задающим направление и позволяющим оценивать результативность целесообразного поведения человека. Вместе с тем, рассматриваемый в контексте жизнедеятельности личности в современном социуме, он имеет сложное строение. Особое место в нем занимает аксиологическая составляющая. В статье приводятся данные исследования особенностей ценностной структуры успеха в представлении студентов нескольких вузов Красноярска. Объем выборки 591 человек. В исследовании использовалась методика «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» С.А. Пакулиной. Выявлялась иерархия значимости ценностных аспектов успеха. Определялись тенденции, общие для всей выборки студентов, и делалось сравнение групп студентов, обучающихся на гуманитарных и технических специальностях, юношей и девушек. Исследование показало, что общей тенденцией в иерархии ценностных аспектов успеха у студентов является приоритет интериоризованных ценностей. При этом студенты гуманитарных специальностей в сравнении со студентами технических специальностей, девушки в сравнении с юношами значимость интериоризованных аспектов  успеха оценивают выше. Среди интериоризованных ценностей студенты-гуманитарии и девушки выше оценивают значимость достижения высокого уровня личностных характеристик, а студенты технических специальностей  и  юноши  большее  значение  придают достижению высокого качества деятельности. В исследовании также выявлено и охарактеризовано мотивационное противоречие в представлениях студентов: совмещение ценностей разных по своей природе мотивов самоактуализации и достижения успеха.

Ключевые слова


успех; мотивация достижения; интериоризованные ценности; экстериоризованные ценности; студенты; гуманитарные и технические специальности обучения

Полный текст:

PDF

Литература


Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н, Ардюкова О.С., Довыденко Л.В. Смена парадигмы успеха в системе ценностей студентов Красноярска // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12. / РАН. ИНИОН. М., 2017. Ч. 1. С. 795-801.

Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 672 с.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. 280 p.

Skinner E.A. Perceived control, motivation, & coping. Newbury Park (CA): Sage Publications, 1995. 325 p.

Seligman M.E.P. Learned optimism. New York, 1990. 325 p.

Weiner B. Judgments of responsibility. New York: Guilford, 1995. 210 p.

Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. New York: Freeman and Co., 1997. 316 p.

Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. 100 с.

Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2010. 26 с.

Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб. 2008. № 88. С. 23-32.

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. Т. 27. 2006. № 1. С. 35-43.

[Электронный ресурс] https://www.facebook.com/sergey.stepanov.54/posts/10154690660021755

Лукьянченко Н.В. Взаимосвязь профессионально значимых качеств личности и рабочей мотивации руководителей с их психологическим благополучием // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 153-169.

Павлоцкая Я.И. Соотношение психологического благополучия и социально- психологических характеристик личности: Дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2015. 180 c.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-140-147

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.