ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С БЕСПРИЗОРНЫМИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА

Владимир Николаевич Бубличенко

Аннотация


В статье проведен анализ изменения теоретических основ работы с беспризорными несовершеннолетними после российской революции в октябре 1917 года. Выделена специфика религиозного и атеистического воспитания беспризорных подростков. С точки зрения советской идеологии религия ограничивала возможности получения несовершеннолетними материалистического восприятия мира. Альтернативой дореволюционному религиозному воспитанию беспризорных несовершеннолетних советская педагогика противопоставила учение о трудовой школе. В ней формировались навыки, которые обеспечивали последующую социализацию в обществе подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию. Основой новаторского подхода к педагогическому процессу после Октябрьской революции 1917 года в России стал тезис Л.С. Выготского о взаимозависимости психофизиологических особенностей несовершеннолетних и возможности формирования у них социально-коммуникативных качеств в условиях коллективной деятельности. Благодаря такому подходу открывались возможности для создания трудовой школы. Популяризация новых педагогических концепций в работе с беспризорными подростками велась через выступления руководителей советского государства перед общественностью. Сформировавшаяся традиция решала практические задачи. Одним из лейтмотивов организации работы с беспризорными подростками после Октябрьской революции 1917 года стало противопоставление советской модели педагогической теории и практики буржуазной. В конце статьи на основе проведенного анализа сделаны следующие выводы. Российский социальный конфликт в октябре 1917 года способствовал началу реализации новых теоретических концепций в работе с беспризорными несовершеннолетними. От дореволюционной практики они отличались отсутствием классового подхода, приоритетом в формировании материалистического мировоззрения и принципов коллективизма у лишенных семейного воспитания подростков. Новаторские педагогические теории строились на принципах трудовой школы, доминантой развития которой становилось использование психофизиологических особенностей беспризорных подростков в условиях коллективной деятельности.

Ключевые слова


Октябрьская революция; Советская Россия; беспризорность; педагогические теории; социализация; религия; атеизм; трудовая школа

Полный текст:

PDF

Литература


Папкова Т.П. Исторический аспект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России // История государства и права. - 2002. - № 5. - С. 10-14.

Луначарский А.В. О воспитании и образовании /под ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова и др. - М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

Борьба с беспризорностью: материалы 1-й московской конференции (16-17 марта 1924 г.). - М.: Работник просвещения, 1924. - 52 с.

Крупская Н.К. Речь на конференции по борьбе с детской беспризорностью 16 марта 1924 г. / Борьба с беспризорностью: материалы 1-й московской конференции (16-17 марта 1924 г.). - М.: Работник просвещения, 1924. - 52 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-17-20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)