ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. ОПЫТ ИСТОРИИ

Александр Гаврилович Иванов

Аннотация


Автор затрагивает проблему уроков истории на примере влияния Второй мировой войны на современный мир. Один из них заключается в том, что остановить агрессора можно лишь коллективными усилиями свободолюбивых держав. Это не удалось сделать накануне Второй мировой войны, чем воспользовалась нацистская Германия. Еще один урок истории, который имел тяжелые последствия для человечества, - политика умиротворения. Она обернулась попустительством агрессорам и способствовала эскалации агрессии. Ее инициатор Великобритания стремилась к поддержанию равновесия сил в Европе и мирному урегулированию противоречий с ревизионистскими державами - Германией и Италией, действуя по принципу «уступка за уступку». Подобным образом умиротворители рассчитывали обеспечить широкое соглашение с Гитлером и Муссолини и установить в Европе долгожданный мир. Однако эти расчеты оказались построенными на песке. Собственно, порочной являлась сама концепция умиротворения, которая предполагала разумный диалог с руководителями Германии и Италии. Но с диктаторами невозможно было договариваться на разумной основе, так как они всегда ставили силу выше права. Гитлер, как известно, рассматривал силу (а следовательно, и войну) как вполне легитимное средство достижения поставленных целей. В свою очередь, западные державы не раз проявляли пассивность в 1930-е годы, ухудшая тем самым свое стратегическое положение и усиливая своих потенциальных противников. Как результат - нарушение равновесия сил в Европе в пользу фашистских государств и разрушение мира. Эти уроки чрезвычайно важны в современных условиях, когда угроза международного терроризма стала глобальной. Один из уроков истории - антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Она сложилась, несмотря на глубокие противоречия среди ее участников - СССР, Великобритании и США. Но эти противоречия были отодвинуты в сторону, так как главной угрозой для всех была нацистская Германия. В условиях глобального хаоса, который господствует в современном мире, опыт истории чрезвычайно актуален.

Ключевые слова


война; кризис; агрессор; умиротворение; безопасность; коалиция; история

Полный текст:

PDF

Литература


Шмелёв Н.П. Россия и Европа 65 лет спустя: возможные пути развития / Опыт Второй мировой войны для Европы XXI века. - М., 2011.

Иванов А.Г. Рейнский кризис 1936 г. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 5 - 1.

Эванс Р. Третий рейх. Дни триумфа:1933-1939. - М., 2012.

Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. Кн. 1. - М., 2000.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-62-66

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)