ГРАНИЦЫ КАК ИЛЛЮЗИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИПЕТИИ «МЕДИАТИЗАЦИИ»

Array Array Array

Аннотация


Статья обобщает результаты критического анализа эволюции термина «медиатизация» в научном и публицистическом дискурсе. Количество публикаций по данной теме в последние годы значительно увеличилось, в научный оборот введен ряд новых терминов. В этой связи назрела необходимость пересмотра методологического инструментария исследования практик навязывания автономным общественным институтам особых медиа-логик функционирования. Задачей работы является прослеживание факторов возникновения и развития явления медиатизации в разные исторические периоды. Подчеркивается парадоксальный характер эволюции смысла в эпоху гипермедиа, где многие концепты обретают латентный модус существования. Смысл концепта призван улавливать присутствие незаметных окружению подстановок значений, исподволь трансформирующих семантические порядки сообществ. Это способствует склонности воспринимать нейтральные сигналы внешней среды в качестве семантически структурированных символических посланий. Взаимные наслоения медиамиров способствуют невольному размыванию привычных смысловых границ, привносят раз- дражающую путаницу в коллективные суждения и оценки. Результатом действительно часто становился «виральный» эффект массовых маний - охоты на ведьм, золотой или тюльпанной лихорадки. Автор различает сильную и слабую версии теории медиатизации, применяя сетевую логику оформления системы гипермедиа. Сущность самого процесса трактуется в ключе редактирования матриц и кодов коллективной памяти целостной культурной идентичности со стороны особых контролирующих звеньев, опосредующих естественный режим ее развития. Определены исторические и культурные предпосылки поддержания естественного семантического баланса в экосистемах коммуникации. Сформулирован вывод о том, что истоки практик медиатизации следует искать в ранние периоды культурной истории человечества одновременно со становлением навыков членораздельной речи и массового участия в коллективных ритуалах.


Ключевые слова


медиатизация; экосистема коммуникации; гипермедиа; двойная связность; парадокс; медиалогика; культурные изменения

Полный текст:

PDF

Литература


Шаронов Д.И. О коммуникативном смысле медиатизации // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2008. - № 2.

Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин и др. - Екатеринбург; М.: Гуманитарный университет, Кабинетный ученый, 2016. - 304 с.

Мультимедийная журналистика: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. - М.: Дом Высшей школы экономики, 2017. - 413 с.

Тютчев Ф.И. Письма 1860-1873. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 842 с.

Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. - М.: Смысл, 2000. - 476 с.

Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 843 с.

Ampuja M, Koivisto J. & Väliverronen E. Strong and Weak Forms of Mediatization Theory // Nordicom Review - 35 (2014) Special Issue. - Pp. 111-123.

Mazzoleni G. Changes in contemporary communication ecosystems ask for a “new look” at the concept of mediatisation // Javnost: The Public. - 2017. - Vol. 24. - No. 2. - Pp.136-145.

Krotz F. Explaining the mediatisation approach // Javnost: The Public. - 2017.- Vol. 24. - No. 2. - Pp. 103-118.

Livingstone S. On the Mediation of Everything: ICA Presidential Address 2008 // Journal of Communication. - 2009. - No. 59. - Pp. 1-18.

Kortti J. Media history and the mediatization of everyday life // Media History. - 2017. - Vol. 23. - No. 1. - Рp. 115-129.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-155-161

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.