КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ

Сергей Алексеевич Воронов

Аннотация


В статье автор описывает существующие точки зрения к определению терминов «компетенция» и «компетентность». Обозначается проблема в неоднозначном понимании компетенции и компетентности, что зачастую приводит к путанице или взаимозаменяемости. Автор попытался определить генезис двух сходных и часто отождествляемых понятий «компетенция» и «компетентность». В ходе анализа приведенных определений устанавливаются сходства между ними, выраженные во включенности в оба этих понятия таких базовых элементов, как знания, умения и навыки, но не определяющиеся только их совокупностью. В статье отмечается очевидность их близости и взаимообусловленности, делается акцент на то, что оба понятия описываются как важные определяющие деятельности. Для понимания компетенции приводится четыре аспекта, раскрывающие содержание этого понятия. Вместе с тем автор указывает на имеющиеся различия между компетенцией и компетентностью. Значимым результатом проведенного анализа является то, что в компетентности человека важен, безусловно, его приобретенный опыт в определенной деятельности. Для сферы профессиональной деятельности необходим также социально-правовой статус для принятия оптимального решения или экспертного вывода. Как результат, автор в своей статье приводит обоснование понятий «компетенция» и «компетентность» как категорий деятельности.


Ключевые слова


компетенция и компетентность; компетенция как категория деятельности; сходства и различия между компетенцией и компетентностью

Полный текст:

PDF

Литература


Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М.: МПГУ, 2012. - С. 14.

Дмитриев А.Е., Баранов С.П., Борисова Е.В., Веретенникова Л.К. Инновационные процессы в системе начального образования: Монография / А.Е. Дмитриев [и др.]. - М.: Прометей, 2012. - 212 с.

Ефремов О.Ю. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2014. - С. 592-593.

Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 2-10.

Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Компетенция как междисциплинарная категория постне- классической науки // Известия ТПУ. - 2010. - Т. 317. - № 6. - С. 161-164.

Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Рос. акад. образования, Ур. отделение, 2006. - 571 с.

Прядехо А.Н., Прядехо А.А. «Интерес» - как педагогическая категория // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - № 1: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. - Брянск: РИО БГУ, 2011. - С. 61-64.

Роботова А.С., Родионова В.А., Шапошникова И.Г. Профессия - учитель / Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

Сахарова В.И. Исследовательская деятельность - важнейший ресурс профессиональной компетентности педагога // Мир образования. - 2008. - № 4. - С. 13.

Тряпицина А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 42.

Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3. - С. 67-68 [Электронный ресурс] - URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10999 (дата обращения: 30.01.2016)

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Пер. с англ. под ред. и с предисл. В.А. Звегинцева. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 9-10.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря [Электронный ресурс] - http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (дата обращения: 11.04.2017).

Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования. Стандарты и мониторинг в образовании. - М.: Изд. ИНФРА-М, 1999. - № 2. - С. 30-34.

Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н., Дискретная математика как инструмент формирования интеллектуальной компетентности. - М.: Изд-во МГУПП, 2011. - 360 с.

Hutmacher Walo. Key competencies for Europe / Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) / Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

Short Ed.C. Competence: inquiries into its meaning and acquisition in educational settings / Ed. By Ed.C. Short. - Lanham: University Press of America, 1984. V-VI. - 185 p.

Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence // Proceedings of the XXVII Annual SCUTREA Conference. 1997. - Pp 27-35.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-165-172

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель:
Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Институт
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skdti@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)