СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Ольга Юрьевна Федосеева

Аннотация


В данной статье рассматривается возможность и специфика формирования действий нравственно-этического оценивания в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним факторам, влиянию взрослых и сверстников и в то же время развитием морального сознания. Цель данной работы - раскрыть сущность и специфику формирования действий нравственно-этического оценивания в соответствии с теорией развития морального сознания с учетом способностей детей к моральному выбору, соблюдению моральных норм, самооценки и оценки; проанализировать состояние изучаемой проблемы и ее компонентов; выделить основные виды деятельности по данному направлению, обозначить критерии и уровни сформированности данных действий. Данная статья позволит практикующим педагогам учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников при разработке и реализации программы формирования универсальных учебных действий и программы духовно-нравственного развития и воспитания детей.

Ключевые слова


школьник; моральные нормы; развитие; оценивание; моральный выбор; поступок; дилеммы; ситуации; педагог; деятельность; нравственно-этическое оценивание

Полный текст:

PDF

Литература


Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4 (16). - С. 42-51.

Назарова Н.М., Фуряева Т.В. Особенности оценки и самооценки интеллектуального потенциала учащихся // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - М.: Моск. гор. пед. ун-т, 2010. - № 2. - С. 101-114.

Ульянова Е.Ю., Щеголева Г.С. Формирование оценочных умений младших школьников в процессе работы над сочинениями и изложениями // Герценовские чтения. Начальное образование. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2011. - Том 2. - Вып. 2. - С. 336-346.

Калинина Л.В. Решение нравственно-ориентированных проектных задач в современном образовательном процессе начальной школы / Л.В. Калинина // Начальная ла. - 2015. - № 5. - С. 27-30.

Галанина В.В. Эмоционально-смысловые аспекты выполнения нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте / В.В. Галанина // Дис. ... канд. псих. наук. 19.00.13. - М. - 2003. - 198 с.

Курганова Н.Е. Проблема морально-нравственного становления личности в современных исследованиях / Е.А. Курганова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол. О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. - С. 212-216.

Боликова Л.Ю. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Сильнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2015. - № 2 (34). - С. 121-126.

Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе / Н.М. Трофимова // Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.01. - М., 1992. - 311 с.

Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно-нравственных ценностей младших школьников в современной школе / Р.Б. Дондокова // Вестник Бурятского ГУ. - 2014. - № 1 (4). - С. 62-65.

Рахматуллина Л.В. Воспитание нравственной устойчивости у младших школьников в ситуациях морального выбора / Л.В. Рахматуллина / Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. - Казань, 2002. - 205 с.

Даутова О.Б., Лапина Н.Л. Становление морального суждения как проблема философии образования. Серия “Symposium”, Философия образования. Вып. 23 / Сборник материалов конф. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - C. 223-229.

Панфилова О.В., Карпова Н.В. К вопросу об этической образованности детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 21-24.

Мачехина Е.А. Реконструкция ситуации морального выбора подростками / Е.А. Мачехина // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 19-41.

Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Монография / Н.В. Мельникова, Р.В. Овчарова. - СПб.: Амалтея, 2008. - 336 с.

Витушкина Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челя- бинского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 72-83.

Федосеева О.Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Науч.-метод. электрон. журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 206-210 / [Электронный ресурс] - URL: http://e-koncept.ru/2014/64342.htm.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-6/1-215-226

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)