ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Сергей Николаевич Климов, Юрий Васильевич Сысоев

Аннотация


В статье анализируются актуальные проблемы образования с точки зрения духовной безопасности как особого вида национальной безопасности России. Дается характеристика современной российской школы: переход на уровневую систему; стандартизация системы образования, в рамках которой федеральные государственные стандарты высшего образования напрямую увязываются с профессиональными стандартами; повышение роли научно-исследовательской работы в образовательном процессе наряду с обучением; активное внедрение информационных технологий. Рассматриваются накопившиеся в последние годы реформирования отечественного высшего образования вопросы в организационно-управленческом аспекте (проведение необъяснимой стратегии объединения вузов; элитаризация образования; реализация жесткого бюрократического подхода, ведущего к избыточному формализму; невысокий социальный статус педагога) и в содержательном аспекте (рассогласование содержания образовательных программ и запросов практики, ориентация на рост объемов научной деятельности, в целях зарабатывания денег, наряду с педагогической). Вскрывается ряд противоречий, присущих современной системе образования: между уровнем культуры и уровнем образования; между целями образования и средствами их достижения; между формой и содержанием в образовании; между обучением и воспитанием; между общекультурной и узкоспециальной направленностью образования. В связи с процессами модернизации отечественного образовательного пространства обозначаются угрозы духовной безопасности, предполагающие поиск путей противодействия им.

Ключевые слова


духовная безопасность; тренды современной российской школы; проблемы образования (элитаризация; формализация; низкий статус педагога); противоречия системы образования; угрозы духовной безопасности; направления противостояния угрозам духовной безопасности

Полный текст:

PDF

Литература


Безопасность Евразии. 2002. Энциклопедический словарь-ежегодник. - М.: Книга и бизнес, 2003.

Булгакова Н. Образ угрозы. Ждать ли секвестра? // Поиск. - 2016. - № 32-33.

[Электронный ресурс] / URL: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info

Топ-40 стран мира по эффективности системы образования - 2014 / URL: http://www.kursiv.kz/ 08.09.2016.

Ильин И.А. Основы христианской культуры. - М.: АСТ, 2007.

Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегтческая инициатива в XXI веке /А. Панарин. - М.: Русскiй мiръ; Московский учебник, 2005.

Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Кн. 2. - М.: Русская книга, 1993. - С. 177-178.

См.: Пушкин А.С. О народном воспитании / URL: http://www.rvb.ru/pushkin/01text/08history/04official/1177.htm

Ильин И.А. Пути России / Иван Ильин; сост. А.Д. Путинцев. - М.: Вагриус, 2007.

Источник: Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Морально-психологический климат в школьных учительских коллективах России // Сб. «Здоровый образ и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Мат-лы XIII Межд. очно-заочной научно-практ. конф. 2 апр. 2015 г., г. Москва. В 2-х частях. Часть 1 / Под ред. А.В. Карасёва, Е.А. Разумовского, А.А. Сафонова, В.А. Собины. М.: ИНЭП, 2015. С. 103-110.

Сысоев Ю.В., Сысоева Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций студенток педагогического вуза в период обучения // Сб. науч. трудов межд. науч. конф. 17-18 марта 2016 г. МАНПО. Ч. 1. М. С. 54-61.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-1-114-123

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.