СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕМАТИКА ГИМНАЗИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Александра Владимировна САМСОНОВА

Аннотация


В статье анализируются особенности тем школьного сочинения конца XIX - начала XX в.,  зафиксированные в известных сборниках сочинений и методических пособиях данного  периода. Несмотря на то, что сочинение рубежа веков функционировало исключительно  как форма работы по русскому языку и словесности, в нем использовалась, кроме  литературного материала, широкая социально-культурная проблематика. Значительное  количество тем социально-культурной направленности сохранялось и в курсе словесности  старших классах гимназии, где заканчивался курс грамматики и начиналось  непосредственное изучение русской классики. Такое положение определялось в известной  степени тем, что общие цели изучения словесности в школе связывались, прежде всего, с  овладением стилистическими и грамматическими нормами русского языка, а не с исключительно литературным анализом, как это сложилось впоследствии в ХХ в. В  процессе анализа методических трудов и тематических классификаций сочинений автор  приходит к выводу о том, что историко-литературная тематика сочинений не была  доминантной в рамках предмета «русский язык и словесность» на данном историческом  отрезке. В модели русской школы, включая старшие классы гимназии, присутствовал широкий пласт публицистических тем сочинений, имеющих прямое отношение к  культурному и социальному опыту ученика. Наряду с историко-литературной тематикой,  содержание школьных сочинений рубежа XIX−XX вв. было тесно связано с  социологическими, историческими, культурологическими проблемами, занимающими  ключевое место в общественном дискурсе данного исторического периода.


Ключевые слова


словесность;школьное сочинение;тематические классификации;социокультурная тематика;тематический дуализм

Полный текст:

PDF

Литература


Воскресенский Е.И. Темы и вопросы для письменных упражнений по русскому языку и литературных бесед. - М.: К.И. Тихомиров, 1895. - 64 с.

Гаврилов И.В. Темы, расположения и материалы для сочинений в старших классах. Вып. I. - СПб.: Тип. А.А. Соколова, 1876. - 168 с.

Гетманская Е.В. Преемственные связи среднего и высшего литературного образования в российской методической традиции: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Московский педагогический государственный университет. - М., 2013. - 407 с.

Гетманская Е.В. Словесность в средней и высшей школе: традиции преемственности (историко-методический очерк): Монография. - М.: Прометей, 2013. - 124 с.

Ларионов С.С. Некоторые вопросы методики сочинения, с точки зрения абитуриентов гимназий Кавказского Учебного Округа. (На основании данных опроса). - Тифлис, 1912. - 163 с.

Самсонов В.А. Методическое руководство для ведения школьных сочинений. (Применение аналитического метода к занятиям в низших и средних школах) / Сост. В.А. нов. - СПб.: Изд. Фену и Ко. 1907. - 141 с.

Фарфоровский С.В. Русские сочинения в старших классах гимназий и реальных училищ в связи с современной постановкой внеклассного чтения. - Воронеж: Тип. Т-ва Кравцов и К°, 1910. - 6 с.

Шумиловский Л.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений. Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения. Часть I. Темы историко-культурные и отвлеченные / Сост. Л.И. Шумиловский. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. П.К. Шмулевича, 1910. - 232 с.

Шумиловский Л.И. Руководство к самостоятельному составлению ученических сочинений. Пособие для учащихся, экстернов, для самообразования и для подготовки к конкурсным экзаменам в специальные высшие учебные заведения. Часть II. Темы литературные и исторические / Сост. Л.И. Шумиловский. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. П.К. Шмулевича, 1910. - 259 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-2/1-136-141

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)