ЗАМЕНЯТ ЛИ БЛОГЕРЫ ЖУРНАЛИСТОВ? ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРОКИ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ МЕДИА И СЕТЕВОГО ПРОСТРАНСТВ

Дмитрий Петрович ГАВРА, Владислав Владимирович ДЕКАЛОВ

Аннотация


В статье взаимоотношения между институциализированными (СМИ и журналисты) и  неинституциализированными (блогеры и сетевые проекты) игроками медиапространства  рассматриваются в рамках концепции коммуникативного капитализма. Приводятся базовые  понятия этой концепции. Особый упор делается на развитие положений,  касающихся капитализации внимания интернет-пользователей, удержанного на участке  Сети. В контексте этой капитализации, а также конвергенции медийного и сетевого  пространств общественной системы рассматривается усложнившаяся конфигурация субъектов обоих пространств: цифровых игроков (монополистов траффика, представителей  сетевой элиты, коммуникативных капиталистов) и интернетпользователей,  с одной стороны, СМИ и их аудиторий - с другой. Приводятся две  ситуации. Первая - когда журналист создает собственный сетевой бренд и пытается  привлечь новую аудиторию в сетевом пространстве, сталкиваясь с недоверием и стремлением опрокинуть устоявшиеся символические иерархии. Вторая - когда игрок  сетевого пространства пытается получить ренты из пространства медийного, конкурируя за  аудиторию СМИ и подкрепляя свой независимый статус. Обе ситуации порождают ряд  возможностей и угроз. Особенно проблемным представляется участие в обозначенных  процессах политических игроков, углубление медиа-политического взаимодействия и  перевод борьбы за власть над вниманием аудиторий в формат политической борьбы между  влиятельными цифровыми субъектами и медиакратическими структурами.


Ключевые слова


социальная теория медиа;политическая теория медиа;коммуникативный капитализм;коммуникативный капитал;экономика внимания;цифровые субъекты;сетевое общество;медиакратия

Полный текст:

PDF

Литература


Кастельс М. Власть коммуникации. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.

Ross A. The Fate of the Critic in the Clickbait Age // NewYorker. - URL: https://www.newyorker.com/culture/cultural-comment/the-fate-of-the-critic-in-the- clickbaitage (дата обращения: 30.06.2018).

Dean J. Blog Theory. - Cambridge; Malden: Polity Press, 2010. - 143 p.

Dean J. Democracy and other neoliberal fantasies. Communicative capitalism and left tics. - Durham, London: Duke University Press, 2009. - 218 p.

Dean J. Communicative Capitalism: Circulation and the Foreclosure of Politics / J. Dean // Cultural Politics. - 2005. - Vol. 1, Issue 1. - Pp. 51-74.

Mumby D.K. Organizing beyond organization: Branding, discourse, and communicative capitalism // Organization. - 2016. - Vol. 23., Issue 6. - Pp. 884-907. DOI: 10.1177/1350508416631164

Декалов В.В. Внимание как базовый ресурс коммуникативного капитализма // Российская школа связей с общественностью. - 2017. - Т. 10. - С. 27-38.

Cohen N.S. Commodifying Free Labor Online: Social Media, Audiences, and Advertising. The Routledge Companion to Advertising and Promotional Culture. - New York: Routledge, 2013. - Pp. 177-191.

Candon P. Online public sphere or communicative capital? Blogs and news sites in Ireland 2010 -’13: PhD thesis. - Dublin: 2016. - 237 p.

Медиапотребление в России. Ключевые тенденции // Invest in Russia. - URL: http://ru.investinrussia.com/data/files/media_consumption_in_russia_2017_ru.pdf (дата обращения: 22.01.2018).

Dekalov V.V., Grigorieva K.S., Uskova D.A. Cultural Experts and Communicative Capitalism: Transformation of Communicative Practice // Media Watch Journal. - 2017. - Vol. VIII. N. III. - Pp. 438-450. DOI: 10.15655/mw/2017/v8i3/49155

Федорченко С.Н. Глобальное исследование политизации социальных сетей // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - № 8 (319). - С. 57-67.

Ильченко С.Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 г. - Екатеринбург, 2016. - С. 110-112.

Kellner D. Preface: Guy Debord, Donald Trump, and the Politics of the Spectacle. The Spectacle 2.0. Reading Debord in the Context of Digital Capitalism (Ed. By Briziarelli M, Armano E). - London: Westminster University Press, 2017. - 239 p.

Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 312 с.

Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 304 с.

Бодрунова С.С. Медиакратия: СМИ и власть в современных демократических обществах: Дис. ... д-ра полит. наук: - СПб., 2015. - 498 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-75-82

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)