УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Елена Витальевна ФИЛАТОВА, Светлана Борисовна КСЕНОФОНТОВА

Аннотация


Цель: определить индивидуальные сочетания наиболее и наименее актуальных для студентов учебно-профессиональных мотивов. Методы: анализ теоретических подходов к пониманию мотивации, что позволяет интерпретировать эмпирические данные в контексте образовательной практики. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методики Ш. Ричи и П. Мартина «Изучение мотивационного профиля личности». Результаты: мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или не осознано совершать некоторые поступки. Исследование позволило выявить сходство и различие в мотивационных профилях студентов, определить динамику ожиданий от будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе, раскрыть преобладающие мотивы студентов разных направлений подготовки и обозначить факторы, влияющие на учебно-профессиональную мотивацию студентов. Научная новизна: в статье содержатся данные, позволяющие изменить характеристики учебного процесса и соответственно повлиять на изменения учебно-профессиональных мотивов студентов. Теории целей,  самодетерминации и самоэффективности учат создавать условия и ставить сложные цели, связанные с развитием и достижениями. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о применения системы стимулов, о сущности управления мотивами, побуждающими человека к достижению личных или групповых (коллективных) целей.

Ключевые слова


мотивация; мотивационный фактор; мотивационный профиль; потребности; сравнение; теория целей; теория самодетерминации; теория самоэффективности

Полный текст:

PDF

Литература


Бакшаев Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. СПб.: Питер, 2006. 308 с.

Воронкова Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки. М.: Трикста, 2008. 250 с.

Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушки-на Ф.А. Образовательные и жизненные траектории молодежи. М.: ЦСПиМ, 2011. 296 с.

Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М.: Академия, 2004. 195 с.

Рощина Я.М. Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса. М.: Независимый институт социальной политики, 2011. 120 с.

Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: НОРМА, 2004. 180 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

Герцберг Ф. Мотивация к труду. М.: Академик-Пресс, 1999. 570 с.

McGregor D. The human side of enterprise: 25th anniversary printing. New York: McGraw-Hill, 1985. 246 p.

Kroth M. Maslow Move Aside! A Heuristical Motivation Model for Leaders in Career and Technical Education // Journal of industrial teacher education. 2007. Vol. 44. No 2. Pp. 5-36.

Врум В. Труд и мотивация. М.: Пресс, 1996. 364 с.

Porter L.W., Bigley G.A., Steers R.M. Motivation and work behavior. 7th ed. London: McGraw-Hill Publication Co. 2003. 648 p.

Reeve J. Understanding motivation and emotion. 4th ed. Hoboken, NJ: Wiley, 2005. 556 p.

Немов Р.С. Психология образования. М.: Владос, 2007. 606 с.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 2001. 288 с.

Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. М.: Ин-т психологии, 2007. 653 с.

Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001. 720 с.

Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000. 560 с.

Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Района. // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 103-122.

Locke E.A., Latham G.P. What should we do about motivation theory? Six recommendations for the twenty-first century // Academy of Management Review. 2004. № 29(3). Pp. 388-403.

Latham G.P., Pinder C.C. Work motivation theory and research at the dawn of the twenty-first century // Annual Reviewof Psychology. 2005. № 56(1). Pp. 485-516.

Ryan R. M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. Vol. 55. No 1. Pp. 68-78.

Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: W.H. Freeman, 1997. 604 p.

Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М.: Юнити-Дана, 2004. 399 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-1-57-65

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель:

Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32, офф. 301
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

ISSN: 2075-9908 (PRINT)
ISSN: 2219-6048 (ONLINE)