БУДДИЙСКАЯ СИМВОЛИКА НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТОРЕВТИКЕ ЮЖНОЙ СИБИРИ
Аннотация
Введение. Цель данной статьи заключается в историко-социологическом и культурологическом осмыслении происхождения и семантики орнамента на ряде предметов из цветного металла, происходящих из археологических раскопок или случайных находок на территории Южной Сибири. В археологических собраниях ряда музеев данного региона хранятся изделия декоративно-прикладного искусства из металла, имеющие сходную форму, функциональное назначение и украшенные рельефным орнаментом, композиционным центром которого является так называемый «бесконечный узел», или «узел счастья». Этот орнамент в несколько усложненной форме сохраняется в декоративно-прикладном искусстве некоторых народов (тувинцы, буряты) Саяно-Алтайского региона по настоящее время. Задачей данной статьи является раскрытие семантики этого орнамента, исходя из анализа буддийских и манихейских текстов и изображений. Непосредственным предметом палеосоциологических реконструкций в данной работе являются миграции средневековых этнических групп (уйгуры, енисейские кыргызы) ‑ носителей определенных религиозно-мировоззренческих идей. Эти идеи, будучи зафиксированными в предметах материальной культуры, и являются объектом научного анализа.
Методы. В работе применены историко-генетический, ретроспективный методы и метод искусствоведческого анализа.
Результаты. Выявлены исторические предпосылки синкретичности религиозных представлений населения данного региона (элементы буддизма, манихейства, шаманизма). Прослежены связи с культурными центрами Центральной и Южной Азии и Ближнего Востока. С привлечением дополнительных археологических и исторических источников установлен этнокультурный контекст распространения буддийских и манихейских верований на фоне борьбы средневековых кыргызов и Уйгурского каганата. Обоснована гипотеза о раннем (VIII‑IX вв.) проникновении элементов буддизма в Южную Сибирь.
Выводы. Буддийский символ «узел счастья» был заимствован синкретической манихейской религией, исповедуемой уйгурами и кыргызами, и принесен последними в Саяно-Алтайский регион Южной Сибири.
Ключевые слова
Литература
Бородкин Ю.М. Курганы у с. Тарасово // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1977. Вып. 9. С. 139-147.
Алексанян А.Г. Инкультурация манихейского учения в китайском социуме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2008. № 3. С. 44-55.
Желобов Д.Е. «Три религии» гаочанских уйгуров. // Научный диалог. 2012. Вып. 9. С. 6-16.
Кызласов Л.Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии. Москва-Абакан, 1999.
Абурайхан Бируни. Избранные произведения. Т. 1. Ташкент: Издательство Ака-демии наук Узбекской ССР, 1957.
Кызласов Л.Р. Сибирское манихейство // Этнографическое обозрение. 2001. № 5. С. 83-90.
DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-3-31-38
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Учредитель/Издатель/Редакция:
НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
ОГРН 1072300002444
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru
Учредитель:
АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru
Свидетельство о регистрации:
Эл. № ФС77-37034 от 04.08.2009
(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)
e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)