МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ

Array Array Array

Аннотация


Рассмотрена проблема мультикультурализма через призму развития межкультурных отношений в различные сторические периоды как комплекса разнообразных процессов, в ходе которых раскрываются многие социокультурные феномены в рамках единой национальной культуры. Осуществлена попытка прогнозирования тенденций развития мультикультурализма в современных условиях.


Ключевые слова


ЮНЕСКО; мультикультурализм; культура; межэтнические противоречия

Полный текст:

PDF

Литература


Сама по себе она слишком обширна и глубока. Aвтор статьи делает попытку проанализировать в общем виде еѐ прошлое, посмотреть на еѐ современное состояние и дать некий прогноз на будущее. Не смотря на современное трактование мультикультуpaлизма как интеркультурализм, по мнению автора, основные положения мультикультурализма всѐ же остаются без изменений. Меняются только векторы направленности, но суть остаѐтся.

Можно согласиться, что это определение является дискуссионным, Однако, им можно пользоваться в качестве рабочего варианта для рассмотрения вышеназванной проблемы. В первом значении мультикультуpaлизм определяют как «многокультурность», в конечном счете, направленную против культуры как общенационального явления. Речь идет не о культурной автономии в рамках некой культурной общности, а именно об еѐ части, фрагменте. Во втором значении мультикультуpaлизм выступает как идеология и политика, ставящие своей целью искоренение дискриминации и достижение «равенства» различного рода меньшинств с национальным большинством.

С развитием капитализма строительным материалом, объединяющим мигрантов Северной Америки становится городская культура развлечений, названная «массовой культурой». Однако вопрос этнической принадлежности по-прежнему, оставался краеугольным камнем в построении общественных отношений и формировании американской культурной идентичности. С годами он становился всѐ более острым и противоречивым: политическая нестабильность Старого Света, вызвавшая массовую иммиграцию из стран Южной и Восточной Европы в 1880 гг., захлестнувшая Америку, достигла своего пика в 1914 г., вынудив Конгресс установить (в 1921 г.) «потолок» в 150 тыс. иммигрантов ежегодно. На рубеже XIX-XX вв. волна расового и антииммигрантского насилия стимулирует возникновение концепции «плавильного котла» («плавильного тигля»), превратившейся позже в стержень культурной политики США. Несмотря на то, что впервые идея была выдвинута ещѐ в 1780-х гг. Эктором Сент-Джоном де Кревекером, констатирующим, что «представители всех народов словно сплавляются в новою расу», на современные очертания теории повлиял показ в 1908 г. пьесы «Плавильный котел» («The melting pot»), написанной Израелем Зангвилем – См.: Цатурян С.А., Филимонов Г.Ю. Политика и общество. 2012 № 2.

Выступление канцлера ФРГ Ангелы Меркель 16 октября 2010 г. в Потсдаме на собрании молодежной организации Христианско-демократического союза (ХДС). - См. URL: lenta.ru›news/ 2010/10/17/ merkel/ (дата обращения 20.10.2013)

Выступление Президента Франции Николя Саркози 12 февраля 2011 года. – См.: URL: Nicolas Sarkozy joins David Cameron and Angela Merkel view that multiculturalism has failed. - Daily Mail, 11.02.2011 (дата обращения 20.10.2013)

Речь главы британского Кабинета министров Джеймса Кэмерона 5 февраля 2011 г. в Мюнхене на 47-ой международной конференции по безопасности (с полным текстом стенограммы выступления Д. Кэмерона можно ознакомиться на официальном сайте канцелярии британского Премьера-министра URL: http://www.number10.gov.uk. (дата обращения 20.10.2013)

Именно в этом, 2011 г., при Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека прошел научно-практический семинар «В поисках новых моделей межкультурного взаимодействия». Здесь было применено деление на «хороший» и «плохой» мультикультуpaлизм, который стал как бы движением от мультикультуpaльного раскола к мультикультурному единству, от мультикультуpaлизма к интеркультуpaлизму. Здесь профессором Эмилем Абрамовичем Паиным заявлена мысль о том, что в России полное непонимание того, что такое мультикультуpaлизм и каковы должны быть целевые ориентиры движения в сфере меж-

культурных отношений.

В начале XXI в. в немецком городе Дармштадт в евангелической церкви нашим соотечественником было обнаружено любопытное письмо в связи с проведением Недели солидарности с иностранцами. В письме содержалось следующее обращение к немецким прихожанам: «Твой Христос по национальности еврей; твой автомобиль японский; пицца, которую ты отведываешь, итальянская; твоя демократия берѐт своѐ начало с греческой демократии; кофе, который ты пьѐшь, бразильский; отдыхаешь ты в Турции; пользуешься арабскими числами; шрифт, которым ты пишешь, латинский, - и неужели после всего этого твой сосед просто иностранец?»




DOI: https://doi.org/undefined

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)