https://hist-edu.ru/index.php/hist/issue/feedИсторическая и социально-образовательная мысль2024-01-02T13:10:17+03:00Бугай Николай Федорович / Nikolay F. Bugaiakademus07@rambler.ruOpen Journal SystemsНаучный рецензируемый журнал "Историческая и социально-образовательная мысль"https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3710Некоторые актуальные проблемы истории адыгов (черкесов)2024-01-02T11:17:08+03:00Казбек Гучипсович Ачмизkazbek.achmiz@mail.ru<p>В предлагаемой статье автор анализирует состояние историографии Республики Адыгея. Ученые республики с особым вниманием обращаются к исторической науке, рассматривая ее как одну из определяющих состояния общества, решения такой главной задачи современности, как формирование самосознания и национального сознания населения многонациональной страны в целом, республики, области, региона.</p><p>Несомненно, все это требует особо тщательного отношения к научным историческим трудам, анализа состояния нового этапа развития науки, в новых условиях России, в составе которой Адыгейская Республика остается органичной частью страны. Разумеется, для решения этих задач в непростое время требуется всестороннее рассмотрение ситуации, сосредоточение усилий в поддержке науки и ее развития.</p><p>В предлагаемом обзоре представлен анализ исследования приоритетных направлений истории республики, связанных с созданием условий для обеспечения безопасности страны, республики, семьи, определения места и роли республики в российской цивилизации. Читатель получает ответы на многие из дискуссионных проблем развития исторической науки в республике.</p><p><strong><em>Методы.</em></strong><em> </em>Статья базируется на известных методах исторического исследования как истории прошлого, так и современной. В числе привлекаемых методов и принципов исторической науки – метод системного анализа литературы, касающейся рассмотрения разных проблем истории Адыгеи, черкесов в их эволюции, метод сравнительного анализа, метод изучения исторических источников, принципа консоциальности, хронологического принципа и др.</p><p>В анализе исторических исследований ведущих ученых-историков, этнографов очень важна и оценка состояния вспомогательной дисциплины – археологии.</p><p><strong><em>Результаты.</em></strong><em> </em>В центре внимания автора труды ученых общероссийского и республиканского значения, работающих в системе гуманитарных наук.</p><p>Словом, читатель познакомится с адыгейской школой ученых, специализирующихся при этом по разным направлении исторической науки, участвующих во многих начинаниях по подготовке трудов всероссийского масштаба.</p>Также автор познакомит читателя с существующими в исторической науке Адыгеи, черкесов дискуссионными вопросами, связанными с удревлением этапов истории некоторых изучаемых событий, ролью и местом исторической науки как во всероссийской истории, так и в истории Союза ССР, России и мировой истории, с вопросами принудительных миграций на территории проживания черкесов, представителей других этнических общностей, отношения общества к мигрантам из черкесов, положением других общностей, роли и места народов Адыгеи в российской цивилизации, а в связи с этим и с отношением к цивилизации народов Северного Кавказа.2023-12-29T00:00:00+03:00(c) 2024 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3711Земельная реформа и формирование крестьянских (фермерских) хозяйств в Амурской области в 1990-х – 2014 гг.2024-01-02T12:03:19+03:00Ангелина Сергеевна Ващукva_lina@mail.ruНаталья Ивановна Кужинаnatali_1985_06_30@mail.ru<p>В данной статье решение земельного вопроса рассматривается сквозь призму взаимоотношений между федеральными, региональными органами власти и работниками агропромышленного комплекса. На примере отдельно взятого региона, Амурской области показывается взаимосвязь реформирования земельных отношений и становления крестьянских (фермерских) хозяйств. Одной из специфических черт аграрной политики 1990-х гг. была интеграция сельского населения Приамурья в процесс адаптации к рыночным формам производственных отношений. В рамках авторской концепции земельные отношения рассмотрены в системе всей аграрной реформы с учётом других преобразований в сельскохозяйственном производстве.</p><p><strong>Новизна.</strong> На основе архивных документов даётся оценка фермерским хозяйствам и результативности реформирования земельных отношений. Привлечение новых источников позволило установить общие и специфические трудности, с которыми пришлось столкнуться первым фермерам Приамурья. К ним авторы относят не отрегулированный механизм наделения земельными участками, настороженное отношение общества к фермерам как к отдельному субъекту хозяйствования, проблему сбыта продукции, недостаточность материально-технического обеспечения.</p><p>Цель статьи: установить влияние реформаторской политики на становление фермерских хозяйств в Амурской области. Для достижения цели необходимо выявить спектр мнений управленческого аппарата и работников агропромышленного комплекса на земельную реформу; ответить на вопрос: в какой степени, и в каких формах мероприятия, проводимые органами государственной власти, были реализованы на территории Амурской области, где сельское хозяйство в позднесоветский период было развито, по сравнению с другими дальневосточными территориями.</p><p>Анализ данной проблемы на примере отдельного региона, позволяет выявить отдельные составляющие трансформационного процесса, дать более точную интерпретацию событий, происходивших в российском селе в начале 1990-х гг.</p><p><strong>Методы исследования</strong>. Для более полного раскрытия данного вопроса в статье использовались сравнительный метод, институциональный, а также элементы статистического и социально-антропологического анализа. <strong>Результаты исследования</strong>. Установлено, что одним из факторов тормозящим развитие индивидуальных хозяйств и других форм хозяйствования рыночного типа в период реформ выступала обострившаяся проблема отношений между субъектами землепользователями. Генезис земельных отношений 1990-2000 гг. показал необходимость пересмотра основополагающего инструмента земельных отношений - земельных долей. И управленческая элита Амурской области относилась к тому небольшому числу политиков, обращавших внимание на эту проблему. Установлено, что главным противоречием преобразований в аграрной сфере 1990-х гг. являлось то, что колхозники и работники совхозов так и не стали собственниками земли, и вопреки прогнозам и надеждам реформаторов, законодательное оформление земли приняло затяжной характер. В Амурской области крестьянские (фермерские) хозяйства, как в других регионах Дальнего Востока основными производителями сельскохозяйственной продукции не стали.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00(c) 2024 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3712Из отчета о деятельности Северо-Кавказской краевой контрольной комиссии РКП(б) за период с 26.05.1924 по 01.10.1925 г.2024-01-02T12:12:12+03:00Игорь Григорьевич ИванцовIIG23@yandex.ru<p>Статья посвящена деятельности Северо-Кавказской краевой Контрольной Комиссии – Рабоче-Крестьянской Инспекции (КК-РКИ) и ее временных структур, уполномоченных ею проверочных комитетов (проверкомов) и проверочных троек (провертроек), в процессе проведения масштабных мероприятий по чисткам-проверкам партийных организаций края в непроизводственных организациях, учреждениях, предприятиях, сельских ячейках партии и т.д. (но не в партийных организациях промышленных предприятий), кратким итогам проведенной проверки и составленным по ним выводам.</p> Основная цель статьи – изучение степени эффективности деятельности партийного контроля СССР при осуществлении своих внутрипартийных функций. В основу статьи положен отчет Северо-Кавказской краевой контрольной комиссии – рабоче-крестьянской инспекции за полтора года работы, с 26.05.1924 по 01.10.1925 г., в первый период деятельности объединенного органа партийно-государственного контроля. Основой деятельности этого периода стала масштабная проверка непроизводственных городских и сельских районных партийных ячеек РКП(б) во всех округах и национальных автономиях, входивших в состав Северо-Кавказского края. Проверка показала объективную картину сложившегося на момент проверки состояния партийной организации края в целом, реальную степень выполнения парторганизациями мероприятий, намеченных партией и государственными органами.2023-12-29T00:00:00+03:00(c) 2024 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3713Социальное и благотворительное служение Ханты-Мансийской митрополии в 2014–2023 гг. (на примере Югорской епархии)2024-01-02T12:48:40+03:00Наталья Сергеевна Харинаhanase83@yandex.ruТатьяна Владимировна Ткачеваtattkacheva@mail.ru<p><strong>Введение. </strong>Актуальность темы исследования обусловлена потребностью научного осмысления социального и благотворительного служения со стороны Русской православной церкви.</p><p><strong>Материалы и методы.</strong> Основу исследования составили отчеты о деятельности Отдела социального служения и благотворительности Ханты-Мансийской митрополии и Отдела церковной благотворительности и социального служения Югорской епархии, а методологической основой исследования являются принцип историзма, научности и объективности.</p><p><strong>Результаты исследования.</strong> Определены основные направления работы Отдела церковной благотворительности и социального служения Югорской епархии. Рассмотрена история формирования церковных институтов, способствовавших расширению социального и благотворительного служения в Ханты-Мансийской митрополии на территории, окормляемой Югорской епархией. Особое внимание уделено изучению опыта практического взаимодействия церкви с региональными властями и общественными организациями.</p><p><strong>Обсуждение и заключение. </strong>Авторы пришли к выводу о том, что Ханты-Мансийская митрополия, в частности Югорская епархия, играет значительную роль в деле социального служения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Прежде всего, это связано с развитием института сестринского дела (общин сестер милосердия Русской православной церкви) для осуществления социальной и благотворительной деятельности.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00(c) 2024 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3714«Совершенно секретно»: события в Азербайджане (1920–1930-е годы). Документы по истории республики. Часть 1. 1922–1926 гг.)2024-01-02T13:10:17+03:00Николай Федорович Бугайnikolay401@yandex.ru<p>В предлагаемой публикации подборки документов и материалов прослеживается эволюция развития социальных процессов в одном из регионов страны, Кавказа – Азербайджанской ССР применительно к 1920–1930-м годам, ставшей одной из составляющих многонационального Советского Союза.</p><p>В публикуемом блоке представлены материалы и документы, которые длительное время не были доступны как ученому миру, так и читателям, проявляющим интерес к этой стороне жизни общества, к истории формирования государства, в частности Азербайджанской ССР, к решению народами республики проблем, связанных со становлением государственности, ее развитием с учетом имеющейся специфики.</p><p>Имеет смысл выявить трудности этих начинаний, возникавшие в новых условиях, пути их преодоления, создания новых, приемлемых условий по стабилизации обстановки. <em></em></p><p>Автор постоянно соприкасается с вопросами истории Гражданской войны, советского строительства в чрезвычайной обстановке, защиты завоеваний революции, решением проблем восстановления народного хозяйство в послевоенный период в регионах, отличавшихся своей спецификой из-за факторов многонациональности и многоконфессиональности.</p><p>В подборе документов информационных пунктов, действовавших на территории России, Союза ССР в рассматриваемый период, содержатся и материалы о познании реалий самими участниками этих социальных процессов, строившими свою государственность, занимавшимися поиском такой модели совместного проживания, чтобы в ней жилось комфортно всем народам.</p><p>Несомненно, несмотря на трудности, все же удавалось решать многие задачи, в том числе используя имевшиеся возможности. Надо полагать, что решение перечисленных задач содействовало и расширению документальной источниковой базы по проблеме изучаемого периода истории Азербайджана в 1920-е годы.</p><p><strong><em> </em></strong></p>2023-12-29T00:00:00+03:00(c) 2024 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3704Путешествие через историю в город с драматической и динамичной судьбой – Анапу: фактор времени и пространства2023-11-28T09:33:42+03:00Николай Федорович БУГАЙnikolay401@yandex.ru<p>В предлагаемой читателю статье автор ставил целью «совершить» экскурсию в историю города Анапа, некогда существовавшего в рамках многих цивилизаций и предназначенной ему судьбой оставался как в истории, так и в реальности Российской цивилизации, превратившись в город-курорт, приоритетной задачей которого стала забота о здоровье нации, государства, населенного представителями 193 этническими общностями, каждой из которых город служит и делится своими возможностями улучшить здоровье граждан страны.</p><p>В статье обращено внимание событиям военных времен, когда приходилось собирать свои силы на защиту города от всех врагов, а также в условиях мирного строительства решать проблему по созданию условий для обеспечения безопасности страны, края, района и города. Это было время и Гражданской и Великой Отечественной воин. В последней велась ожесточенная борьба с фашистами. Своей историей город форматирован в мировую цивилизацию, и по-прежнему несет вахту борьбы за здоровье в российском многонациональном государстве.</p>2023-10-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3705Казачье объединение города Анапы в контексте современной истории казаче-ства России2023-11-28T09:43:00+03:00Валерий Александрович ПЛОТНИКОВplotnikov@anapa.ru<p>Редакция журнала обратилась к атаману казачьего общественного объединения г. Анапы и Анапского района Валерию Александровичу Плотникову с просьбой представить информационный материал о коренных изменениях в жизни возрождающегося российского казачества, а именно с начала принятия Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (26 апреля 1991 г.). Можно сделать вывод, что этот нормативно-правой акт открыл для бывших российских казаков возможность пережить новый этап возрождения, выйти из забвения казачьей славе, достойным людям российского сообщества. С учетом проведенных мер в масштабе России перемены носят разительный характер, они объемны и целенаправленны. Казаки и в современных условиях – истинные защитники России, последовательные приверженцы православной веры, активные участники процесса создания условий для обеспечения безопасности государства, региона, своей семьи. Решению этих задач подчинена и деятельность казачьего общественного объединения г. Анапы и Анапского района. При подготовке статьи к публикации автор опирался на известные методы и принципы исторического исследования, в числе которых метод системного анализа, констелляции, «общественно-географического синтеза», хронологический принцип изложения, консоциальность и др.</p>2023-10-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3706Повседневность освобожденного Рязанского района Краснодарского края. 1943 год: из документов районного комитета ВКП (б)2023-11-28T09:48:26+03:00Игорь Григорьевич ИВАНЦОВIIG23@yandex.ru<p class="Pa4"><span class="A6"><span>Период Великой Отечественной войны стал суровым испытанием для жителей Краснодарского края. Особенно тяжелой была вторая половина 1942 года, время оккупации Кубани немецко-фашистскими войсками, связанное с многочисленными жертвами среди населения, страданиями людей, разрушением хозяйственной инфраструктуры края. К 9 октября 1943 г. захватчики были окончательно изгнаны. Уже с февраля 1943 г. началось освобождение большинства районов, настало время восстановления мирной жизни и хозяйственной деятельности. Оно сопровождалось огромными трудностями, связанными с решением многочисленных порожденных войной проблем, затруднявших проведение мероприятий по восстановлению народного хозяйства, социальной справедливости и повышению уровня жизни населения.</span></span><span> В статье отражена повседневность Рязанского района Краснодарского края, зафиксированная в документах районного комитета ВКП(б), датируемых второй половиной 1943 года.</span></p>2023-10-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3707Результаты миссионерской работы Русской православной церкви в отношении коренных малочисленных народов на территории Салехардской епархии в 2011–2021 гг.2023-11-28T13:09:40+03:00Наталья Сергеевна ХАРИНАhanase83@yandex.ruТатьяна Владимировна ТКАЧЕВАtattkacheva@mail.ru<p><strong>Введение.</strong> Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления и восстановления преемственных связей между деятельностью миссионеров среди коренного населения и динамики ее изменений на территории Салехардской епархии.</p><p> <strong>Материалы и методы.</strong> Исследование основывается на анализе годовых отчетов миссионерских центров и документации о миссионерских поездках священнослужителей. Важной источниковой базой являются также персональные воспоминания священнослужителей, отражающие их прямой опыт взаимодействия с коренным малочисленным населением. Методологической основой данного исследования являются принципы историзма, научности и объективности.</p><p><strong>Результаты исследования.</strong> На основе отчетов Отдела миссионерского служения авторами дается характеристика миссионерской деятельности Салехардской епархии среди коренного малочисленного населения в 2011–2021 гг.</p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> Авторы пришли к выводу о том, что миссионерская работа среди коренного населения на территории Салехардской епархии представляет собой сложную и многогранную деятельность, сталкивающуюся с рядом особых вызовов. Несмотря на такие вызовы, как обширность территории и постоянная мобильность населения, миссионеры проявляют приверженность и готовность к православному служению в различных обстоятельствах.2023-10-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3708Культурно-религиозное эмбарго в отношении армянского народа Османской империи и роль панисламистской доктрины в его угнетении (исторический ас-пект)2023-11-28T13:19:09+03:00Эмма Владимировна ОСЕРСКАЯemma-kesh@mail.ru<p class="LO-normal">В статье посредством анализа как специальной литературы, так и исторических документов рассматриваются вопросы, сопряженные с угнетением армянского населения в Османской империи. Проблема угнетения рассматривается в контексте культурно-религиозного эмбарго и принудительной исламизации жителей Османской империи. Методологическую основу работы составили исследования А.М. Абидулина, Ю.Г. Барсегова, П.И. Беляева, А.Р. Киласова и др. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Культурно-религиозное эмбарго в рамках панисламистской доктрины в Османской империи сыграло важнейшую роль в угнетении армянского населения<strong>. </strong><strong>Одним из путей решения армянского вопроса была исламизация, которая проходила как насильственным путем, так и добровольным, когда армянское население при переходе в ислам спасало свои жизни. </strong>Армянам запрещалось отправлять религиозные обряды согласно христианской вере, также преследованиям подверглись представители Армянской апостольской церкви.</p>2023-10-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3709Неувядающая сила северокавказского сказочного фольклора для духовно-нравственного развития детей (сквозь призму времени)2023-11-28T13:29:07+03:00Надежда Оскаровна БЛЕЙХnadezhda-blejjkh@mail.ru<p>Статья посвящена богатому воспитательному потенциалу сказочного фольклора, существующего на протяжении столетий у народов Северного Кавказа. Основной акцент ставится на классификационной характеристике сказок. Новизна исследования заключается в авторском интерпретировании воспитательной функции горского фольклора, уточнении педагогических возможностей народных сказаний в процессе развития подрастающих поколений как в прошлом, так и в настоящем. Автор приходит к выводам о том, что у всех северокавказских народов с давних времен вырабатывался свой самобытный воспитательный императив, который передавался следующим поколениям через фольклор, где сказкам отводилась ведущая роль, поэтому последние столь разнообразны и содержат ценные сведения о быте, нравах и обычаях кавказских народов. И в современном мире ценности сказочного фольклора не утратили свою актуальность. При помощи сказок, нравственность которых заложена в сюжете, мы можем воспитать в детях гуманность, милосердие, духовность, не дать задавить эмпатию реальностями жесткой жизни. Статья предназначена для специалистов в области образования.</p>2023-10-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3697ФЕНОМЕН МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОГО СОЦИУМА ПО ДОКУМЕНТАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛА ВЧК-ОГПУ2023-10-11T12:39:58+03:00Николай Федорович БУГАЙnikolay401@yandex.ruТатьяна Семеновна БУШУЕВАt_bush@mail.ru<p>Советский социум в своей массе был представлен преимущественно русской общностью, выступавшей основной силой в утверждавшемся новом государстве, самым многочисленным созидающим, производительным ресурсом. В статье, не претендующей на всестороннее освещение столь объемной научной темы, рассматривается лишь только один актуальный вопрос – об отражении некоторых характерных особенностей формирования в разных, включая и чрезвычайные (в частности, принудительное переселение), условиях ментальности русского социума. В этой связи вызывает интерес вопрос, каким образом воспринималась эта проблема обществом, отражалась в документах информационных структур государственных спецслужб в 1920-е – начале 1930-х годов.</p><p><strong><em>Актуальность</em></strong><strong> </strong>определяется рядом существенных факторов, прежде всего необходимостью объективного достоверного освещения и оценки исторического опыта России. Анализ тенденций развития страны в 1920–1930-е годы наглядно продемонстрировал пагубность тотального контроля и полного огосударствления для стабильного развития хозяйства страны.</p>2023-08-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3698ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАЗАЧЕСТВА: ЭТАПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ИНКОРПОРАЦИИ КАЗАКОВ В СОВЕТСКУЮ СИСТЕМУ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 1920-х гг2023-10-12T09:51:07+03:00Сергей Алексеевич КИСЛИЦЫНkislizins@yandex.ru<p><strong><em>. </em></strong>В середине 1920-х годов была сделана своеобразная, противоречивая, но позитивная попытка политической реабилитации казачества – создания системы взаимозависимых мероприятий, ориентированных на формирование советских гражданских прав казаков. Выделяются этапы советского реабилитационного процесса в отношении казачества. 1-й этап – ряд амнистий в начале 1920-х годов и реэмиграция рядовых белоказаков. 2-й этап (1924–1926 гг.) – курс «лицом к казачеству», конструирование советских гражданских прав лояльных казаков. Определена роль Н.И. Бухарина, Г.Я. Сокольникова, С.И. Сырцова, А.И. Микояна в инициировании и подготовке нового курса. Прослежен процесс обсуждения решений по казачьему вопросу на ряде партийных совещаний и на заседании большевистского квазипарламента – пленуме ЦК РКП(б) в 1925 г. Раскрыто государственное значение инновационного решения пленума по инкорпорации казачества в советскую систему. Отмечено полупризнание казачества народностью. З-й этап (1927–1935 гг.) – свертывание курса апрельского 1925 г. пленума ЦК РКП(б), рост противоречий в ходе реализации новой казачьей политики. Развертывание в ходе раскулачивания репрессий представителей казачества. 4-й этап (1936–1945 гг.) – частичный возврат к курсу апрельского пленума 1925 г. Статья Б.П. Шеболдаева и передовая статья в газете «Правда» о завершении советизации казачества в ходе коллективизации. Решения 1936 г. снятии с казачества ограничений по службе в регулярных частях армии. Продолжение репрессий представителей казачества в ходе «большого террора» в 1937–1938 гг. Активное участие большинства казачества в разгроме немецко-фашистских оккупантов в Великой Отечественной войне и ликвидация казачьих армейских частей после ее окончания. Завершающий этап – политико-правовая реабилитация казачества Верховным Советом РСФСР 16.07.1991 г.</p><p> </p>2023-08-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3699«ЛИШЕНЦЫ» ЗАПАДНОГО ПРЕДМЕСТЬЯ МОСКВЫ КОНЦА 20-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 30-х ГОДОВ XX ВЕКА2023-10-12T10:05:45+03:00Михаил Федорович ПРОХОРОВ2210.mfp@mail.ru<p><strong><em>. </em></strong>Статья посвящена советским гражданам, лишенным избирательных прав в период конца 20-х – первой половины 30-х годов XX в. Территориально рассматриваемая тема охватывает западное предместье Москвы. В состав этой местности входили село Фили-Покровское, деревни Фили, Мазилово и Давыдково, поселки Кутузовская слобода и Кунцево (в1925 г. преобразован в город). Изучаемый район выделялся развитыми промышленностью и сельским хозяйством.</p><p>Источниковой базой работы явились документы, хранящиеся в архивах Москвы и Московской области – ЦМАМ и ЦГАМО. Источники представлены именными списками «лишенцев» и членов их семей, протоколами заседаний избирательных комиссий, жалобами, личными делами, справками и т.д. Документы впервые вводятся в научный оборот. В литературе отсутствуют работы по изучаемой территории, хотя указанная проблематика получила достаточное отражение в российской историографии.</p><p>В статье выясняется численность «лишенцев» и их погодовая динамика по селениям. Особое внимание уделено мотивам лишения, его критериям и правовой обоснованности. Автор затрагивает также вопрос о подходе властей к принципам и механизму восстановления «лишенцев» в правах.</p><p>В статье приводятся конкретные данные о судьбах «лишенцев» и членов их семей из среды крестьян и священнослужителей. Изложенные факты указывают на бесправное положение «лишенцев», разрушение общинных и семейных традиций, связей с обществом. Судя по документам, «лишенцы» становились в социуме изгоями, не имеющими прав на труд, социальные льготы, нормальный быт и отдых. Источники свидетельствуют о том, что Советское государство пытается путем репрессивных форм принуждения и насилия обезопасить себя от идеологически чуждых и враждебных слоев населения. Практически шла генеральная репетиция к «большому террору» 1936–1938 гг.</p><p>Публикуемый материал может быть использован при изучении политической истории страны, а также истории местного края.</p>2023-08-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3700ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД РЯЗАНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ. АВГУСТ – ОКТЯБРЬ 1942 г. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ХРОНИКА2023-10-12T10:21:17+03:00Игорь Григорьевич ИВАНЦОВIIG23@yandex.ru<p>9 октября 2023 г. Краснодарский край отмечает юбилейную дату – 80-летнюю годовщину очищения Кубани от войск германских фашистов. Тяжелый период вражеской оккупации принес неисчислимые беды. Тем не менее население Кубани оказывало сопротивление, проявившее себя в виде организованного партизанского движения. Сформированные партизанские отряды внесли свой вклад в общее дело Победы. Вклад был разным, как и боевая деятельность, и сама судьба партизанских отрядов. Партизанское движение на Кубани, как и в целом по стране, испытывало разного рода трудности. Причиной тому были организационные проблемы, порожденные неожиданной оккупацией, плохим материально-техническом обеспечением и снабжением отрядов. Осложнял их деятельность и коллаборационизм части населения (незначительной), ставшей сотрудничать с оккупантами. Во многих неудачах сыграл свою роль плохой подбор большинства командного состава партизанских отрядов, у которого отсутствовал опыт партизанской борьбы, как и военный опыт вообще. Статья посвящена недолгому боевому пути партизанского отряда Рязанского района Краснодарского края, хронике его не вполне удачной боевой деятельности.</p>2023-08-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3701РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЖИЗНИ КАВКАЗСКИХ ЭМИГРАНТОВ В ЕВРОПЕ (1920-2020 гг.)2023-10-12T10:33:11+03:00Ирина Леонидовна БАБИЧbabi7chi@yandex.ru<p>Цель статьи – изучить роль русского языка в жизни кавказских эмигрантов в Европе в разные исторические периоды ХХ – начала ХХI в. В 1920-1930- гг. было два политических лагеря кавказских мигрантов. В каждом лагере был свой тип отношения к русскому языку и характер его использования. Статья подготовлена на основе предыдущих работ автора и новых полевых этнографических материалов, собранных во Франции и Швейцарии среди кавказцев. В 1990-2000-е гг. новые кавказские эмигранты приехали в Европу со знанием русского языка, тем не менее среди следующего поколения русский язык постепенно исчезает. Автор делает вывод, что русский язык при всех сложных, подчас противоречивых, обстоятельствах, иногда направленных против самого языка, всегда сохранял в прошлом и сохраняет свою нишу в эмигрантской кавказской жизни в настоящее время.</p>2023-08-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3702ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ЭМПАТИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ)2023-10-12T10:43:00+03:00Ольга Федоровна ЛЕЙЧЕНКО9089746434@mail.ru<p><strong><em>. </em></strong>Навыки межкультурной эмпатии и коммуникативной компетентности являются ключевым элементом всей системы обучения иностранных языков и играют значительную роль во многих аспектах, таких как процесс, эффект и качество межкультурной коммуникации.</p><p>В настоящее время увеличению интенсивности межкультурной коммуникации между Китаем и Россией способствуют процесс глобализации, экономическое развитие стран и рост культурных языковых контактов. Все больше китайских студентов в университетах, колледжах и школах выбирают для себя изучение русского языка.</p><p>Цель изучения языка состоит не только в овладении языковыми навыками, но и в умении использовать эти навыки для общения. Поэтому в процессе обучения русскому языку китайских студентов необходимо уделять внимание не только развитию языковых навыков, но и формированию навыков межкультурного общения.</p><p>В статье показаны проблемы развития межкультурной эмпатии и коммуникативной компетентности у студентов русскоязычных специальностей в Китае. Рассматриваются культурные особенности русского и китайского народов, незнание которых может привести к проблемам в общении, а также приведены примеры русских и китайских культурных реалий и их языковых эквивалентов.</p><p>Сделан вывод о необходимости совершенствования навыков межкультурной эмпатии и коммуникативной компетентности<strong> </strong>в практической работе со студентами, изучающими русский язык в Китае, для эффективного устранения соответствующих барьеров, существующих в межкультурной коммуникации, что в конечном счете должно привести к наиболее эффективной связи и коммуникации.</p><p> </p>2023-08-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3693Азербайджан: прошлое уступает место настоящему (советский и постсоветский периоды)2023-07-07T23:02:33+03:00Николай Федорович Бугайnikolay401@yandex.ru<p>Сегодня в Российской Федерации проживают 193 этнических сообщества. Страна определяется как многонациональная государственность, в которой каждая этническая общность имеет свою интересную и содержательную историю, которая еще далеко не изучена. И все бывшие советские республики также можно причислить к многонациональным. В каждом многонациональном сообществе повседневная жизнь народов строится на таких важных принципах, как консенсус, дружба, доверие, взаимопонимание, консолидация, консоциальность и др.</p><p>Учитывая оживление внимания со стороны общества, в первую очередь молодежи, к исторической науке, целесообразно обратиться к сложным вопросам истории титульных народов и этнических меньшинств. Особый интерес вызывает период Великий Отечественной войны, как время, когда одновременно наблюдалось проявление как позитивных, так и негативных факторов со стороны этнических сообществ, в перовую очередь в решении задач по защите Отечества.</p><p>В условиях противостояния России и государств Западной Европы во главе с США, навязывающих открытую войну России, важно знать и помнить уроки прошлого. Их знание и память о них особенно актуальны в условиях тех реалий, которые приходится испытывать в новом измерении каждому из государств. Как раз эти уроки и рассматриваются в статье на примере республик Закавказья (Азербайджанская ССР). Это помогает уточнить не только их природу, социальные корни, но и показать социальные технологии и проявление на практике этой пагубной политики по отношению к населению своей страны, раскрыть ее специфику.</p><p>Эти составляющие выявлены применительно к многонациональному Азербайджану: количественные характеристики самого процесса принудительных переселений, положение репрессированных народов, особенности реализации механизмов, применяемых в условиях переселения, разработка форм выхода из создавшейся сложной ситуации в государствах Закавказья, конкретно в Азербайджанской Республике.</p>2023-06-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3694Материалы контрольного дела М.А. Александрова в производстве парт-коллегии комиссии партийного контроля при краснодарском крайкоме ВКП(б) 1944-1946 гг.2023-07-07T23:14:52+03:00Игорь Григорьевич ИванцовIIG23@yandex.ru<p>Великая Отечественная война стала огромным испытанием для всех основных групп населения СССР, в том числе обладавших привилегиями членов ВКП(б). Одним из них был М.А. Александров, член партии с 1939 г., занимавший до лета 1940 г. весьма ответственную должность районного масштаба, а именно начальника политотдела зерносовхоза в Ново-Покровском районе Краснодарского края. После начала оккупации немцами территории края в июне 1942 г. он был направлен райкомом партии в партизанский отряд со штабом в станице Тульской. Прибыв на место назначения, он занялся устройством своей семьи (жены и ребенка) в тылу. Семью устроил, но обратно в партизанский отряд не вернулся, фактически дезертировав. Все дальнейшие события жизни и деятельности М.А. Александрова, вплоть до весны 1946 г., в основных моментах изложены в его контрольном деле, которое возникло по его апелляции в ПК (партколлегию) КПК (Комиссии партийного контроля) при Краснодарском Крайкоме ВКП(б), о восстановлении его в партийном членстве после исключения в 1944 г. низовой партийной организацией – Ново-Покровским РК ВКП(б). Проведенное расследование выявило неблаговидные с точки зрения внутрипартийных контрольных органов проступки и замашки бывшего коммуниста, с подтверждением фактов дезертирства из партизанского отряда, бытового разложения и нарушения действовавшего на тот момент законодательства. Расследование завершилось его окончательным и безоговорочным исключением из партии и передачей материалов его контрольного дела в прокуратуру.</p>2023-06-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысльhttps://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/3695Проблемы развития церковно-исторической науки России в условиях атеистического советского государства2023-07-08T09:08:06+03:00Ирина Владимировна Лобановаlobanova_irina@ro.ru<p>В статье рассматривается проблема выживания церковно-исторической науки России в послереволюционный период и в эпоху СССР. Показаны планомерные действия советской власти, направленные на полное уничтожение духовного образования и жесткое пресечение религиозной пропаганды, которые эффективно разрушили базу, необходимую для продолжения исследований в области церковной науки. Только своевременная отмена запрета для РПЦ открывать духовные школы позволила сохранить преемственность в церковно-исторической науке и создать условия для ее бурного роста в постсоветский период.</p>2023-06-29T00:00:00+03:00(c) 2023 Историческая и социально-образовательная мысль