ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Array Array Array

Аннотация


Письменная речь – это психический процесс, без которого невозможно представить выход современного человека в культурное пространство. Становление письменной речи позволило преодолеть пространственно-временные разрывы коммуникации, создало условие интеграции обширных культурных пространств, в которые включаются люди, принадлежащие разным культурам, общностям, поколениям. Письменная речь возникла, когда у человека появилась необходимость в долговременном хранении информации и в ее передаче без личного контакта. Ее психологические механизмы существенно отличаются от механизмов устной речи. 

Современной особенностью письменной речи является постепенное исчезновение ее индивидуального графического компонента. Основная масса текстовых (письменных) коммуникаций осуществляется с помощью технических устройств (компьютеров). 

В статье рассмотрены сущность, структура и содержание письменной речи с точки зрения психолингвистики, нейролингвистики и нейропсихологии. Также автором раскрыта психологическая сущность письменной речи, представлена роль анализаторных систем, межанализаторных связей и познавательных процессов в письменной речи. 

По итогам статьи сделан вывод о том, что письменная речь представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурнофункциональных компонентов и многих психических функций. Письменная речь тесно связана с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. 


Ключевые слова


письменная речь; письмо; психолингвистический подход; нейролингвистика; анализаторные системы; познавательные процессы

Полный текст:

PDF

Литература


Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. – М., 1982. – С. 5–361.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., Просвещение, 1969. – 214 с.

Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. – 253 с.

Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – М: Изд-во Московского ун-та, 1979. – 320 с.

Разживина Н.В. Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших шкоьников: автореферат дис...канд. пед. наук. – СПб., 2008. – С. 8–9.

Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М.: Просвещение, 1995. – 304 с.

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность). – М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. – 328 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.194-197

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)