ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭССЕИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО МЕДИАДИСКУРСА: СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ М. МАКЛЮЭНА, Н. ЛУМАНА И Ю. ХАБЕРМАСА)

Array Array Array

Аннотация


Феномен социального медиадискурса представляет собой совокупность коммуникативных ситуаций, описывающих основные тенденции и проблемы влияния средств массовых коммуникаций на современное общество. Проблемное поле медиапедагогики складывается вокруг понятий «медиаграмотность» и «медиакомпетенция». В статье ставится вопрос о необходимости ее понимания с позиций феноменологии и герменевтики. Герменевтический круг медиапедагогики эксплицирует такие концепты, как «медиапонимание» и «медиаинтерпретация». В работах социологов массмедиа, представляющих собой эссеизированные научные тексты, подробно описан данный круг проблем. Дидактический потенциал работ М. Маклюэна, Н. Лумана и Ю. Хабермаса определяется их аналитичностью, ассоциативной образностью и ценностным содержанием, репрезентирующим идеалы добра и справедливости в современном демократическом обществе. Феноменология эссеизации социального медиадискурса заключается в разграничении таких явлений, как «социальная/массовая идентичность», «медиафакт/медиамиф», «консервация/либерализация социальных отношений», «качество/социальные риски медиапотребления». Конструирование медиасознания происходит посредством медиатекстов, формирующих современную медиакультуру. Результаты данного исследования могут быть использованы при чтении курсов «Основы теории коммуникации», «Социология массовой коммуникации», «Психология массовых коммуникаций» для студентов-бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью».


Ключевые слова


феноменология; дидактический потенциал; социальный медиадискурс; медиапедагогика; эссеизация социального медиапедагогического дискурса; медиапонимание; медиаинтерпретация; субъект медиапедагогики

Полный текст:

PDF

Литература


Кондрашкина А.А. Педагогический потенциал медиаобразования как фактора становления гражданского общества. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Н. Новгород: Нижегородский архитектурностроительный университет, 2012. – 32с.

Орлов Д.И. Формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к социальной деятельности средствами массовой коммуникации. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2014. – 211 с.

Кумелашвили Н.У. Социально-культурные ракурсы медиакультуры: коммуникативно-компетентностный аспект. Автореф. дис… канд. культурологии: 24.00.01. – М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2012. – 25 с.

Мясникова Т.И. Развитие медиакомпетентности студентов университета. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2011. – 24 с.

Шилина М.Г. Масс-медиа в XXI веке: новые теоретические и образовательные концепции как условие развития индустрии и безопасности информационного пространства // Вестник Челябинского государственного университета. ‒ 2013. – № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. – С. 293-296.

Минибаева С.В. Трансформация картины мира субъекта под влиянием СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. ‒ 2013. – № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. – С. 30-33.

Челышева И.В. Человек в современном медиапространстве: социокультурные феномены медиаобразования // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. – № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. – С. 254-260.

Манаенко Г.Н. Стереотипность «мира текста» и креативность «мира дискурса» // Стереотипность и творчество в языке. Межвузовский сборник научных трудов. – Пермь: Пермский государственный университет, 2010. ‒ С. 149-155.

Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 864 с.

Кайда Л.Г. Композиционная поэтика текста: монография. – М.: Флинта; Наука, 2011. – 408 с.

Немец Г.Н. Эссеизация дискурса как коммуникативный процесс // Известия Сочинского государственного университета. ‒ 2013. – № 4-2 (28). – С. 200-203.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. – М.: Академический проект, 2015. – 443 с.

Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. – М.: АСТ; Астрель, 2012. – 219 с.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. – М.: Кучково поле, 2014. – 464 с.

Хабермас Ю. Расколотый Запад. – М.: Весь Мир, 2008. – 192 с.

Хабермас Ю. Будущее человеческой природы [Электронный ресурс] URL: http://gendocs.ru/v12455/?download2=file [12.12. 2015].

Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. ‒ М.: Логос. 2004. ‒ 232 с.

Луман Н. Реальность масс-медиа / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. – М.: Праксис, 2005. ‒ 256 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-76-82

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)