ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГИПЕРБОЛЫ И ЭВФЕМИЗМА

Array Array Array, Array Array Array, Array Array Array

Аннотация


Статья написана в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы современной лингвистики. В исследовании предпринята попытка создания собственной методики идентификации гиперболы и эвфемизма, которые рассматриваются как частные случаи метафоры. Авторы статьи опираются на следующие определения тропов. Гипербола – это средство выразительности, которое характеризуется чрезмерным преувеличением по отношению к принадлежащему ей онтологическому референту [1, c. 163]. Эвфемия (греч. eu – «хорошо», phemi – «говорю») – это способствующие эффекту смягчения косвенные заменители наименований страшного, постыдного или одиозного, вызываемые к жизни моральными или религиозными мотивами [2]. В качестве основы для создания методики послужила процедура идентификации гиперболы, разработанная исследовательской группой из Свободного университета г. Амстердама под руководством Г. Стейна. Подробный анализ гиперболизации и эвфемизации позволяет выявить и описать специфику каждого из процессов. Для гиперболизации характерно усиление существующего признака. Лексическая единица с отрицательным значением за счет дополнительных отрицательных коннотаций становится более экспрессивной. Положительный признак усиливается за счет наложения дополнительных положительных значений. При эвфемии наблюдается смягчение негативного значения за счет положительных коннотаций, в некоторых случаях возможно полное замещение негативного на положительное. 


Ключевые слова


метафора; гипербола; эвфемизм; процедура идентификации гиперболы

Полный текст:

PDF

Литература


Christian Burgers, Britta C. Brugman, Kiki Y. Renardel de Lavalette, Gerard J. Steen. HIP: A method for linguistic hyperbole identification in discourse // Metaphor and Symbol. ‒ № 31 (3). ‒ 2016. ‒ Pp. 163-178.

Кацев А.М. Языковое табу и эвфемия. ‒ Ленинград, 1988. ‒ 80 с.

Pragglejaz Group. MIP: A method for identifying metaphorically used words in discourse // Metaphor and Symbol. ‒ № 22(1). ‒ 2007. ‒ Pp. 1-39.

Steen G.J., Dorst A.G., Kaal A.A., Herrmann J.B., Krennmayr. A method for linguistic metaphoridentification: From MIP to MIPVU. ‒ Amsterdam: Benjamins, 2010. ‒ P. 238.

Ларин Б.А. Об эвфемизмах. История русского языка и общее языкознание. ‒ М.: Просвещение, 1977. ‒ 224 с.

Ананьев А.А. Собрание сочинений. Т.1. ‒ М.: Худ. лит., 1984. ‒ 647 с.

Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс] ‒ URL: http://ozhegov-online.ru/ (дата обращения: 05.09.2016).

Libération [Электронный ресурс] ‒ URL: http://www.liberation.fr/planete/2013/01/13/mali-paris-appuie-ses-frappes_873769 (дата обращения: 05.09.2016).

Centre national de resources textuelles et lexicales [Электронный ресурс] -URL: http://www.cnrtl.fr/definition/sanctuaire (дата обращения: 05.09.2016).

Куделев В.В. «Аль-Каида в странах исламского Магриба» и др. в Северной Африке. ‒ М.: Институт Ближнего Востока, 2014. ‒ 508 с.

Libération [Электронный ресурс] ‒ URL: http://www.liberation.fr/planete/2013/01/12/mali-l-intervention-francaise-n-en-est-qu-a-ses-debuts_873559 (дата обращения: 05.09.2016).

Centre national de resources textuelles et lexicales [Электронный ресурс] -URL: http://www.cnrtl.fr/definition/perdre (дата обращения: 05.09.2016).




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-136-140

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".

ОГРН 1072300002444

350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32

 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

e-ISSN: 2219-6048 (ONLINE)