МОДЕЛИ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА И ЛИНГВОПСИХИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ»

Array Array Array

Аннотация


Данная статья посвящена исследованию проблемы модели речевого портрета и портретирования драматических персонажей посредством изучения лингвопсихических лексиконов с точки зрения лингвопсихологии. Несмотря на то, что на сегодняшний день опубликовано большое количество работ о речевом портрете, недостаточно изучена проблема портретирования персонажей чеховской пьесы. Тем более, что исследователи не нашли эффективного подхода к описанию и анализу речевого портрета персонажей чеховской пьесы. Так, в нашем исследовании мы впервые создали модель для изучения речевого портрета чеховской пьесы (на материале пьесы «Дядя Ваня») с учетом лингвокультуры и лингвопсихологии. Лингвопсихический портрет, на наш взгляд, состоит из лингвопсихических лексиконов, которые отражают психическое состояние и психическую деятельность. Посредством исследовательского предмета психологии мы используем лингвистические исследовательские методы, проводя сопоставленный анализ семантических полей, которые образуют лингвопсихические лексиконы по психическому состоянию и психической деятельности. В психосематических полях проявляется оппозиция семантического поля лингвопсихических лексиконов психического состояния: по пассивному и активному, по пессимизму и оптимизму. Кроме того, оценочно-семантическое и морально-семантическое поле по психическому состоянию позволяет раскрыть лингвопсихический портрет. Оппозицию семантических полей по психической деятельности составляют лингвопсихические лексиконы: любовь – ненависть, зависть, нравиться – надоесть.


Ключевые слова


речевой портрет; модели; лингвопсихический лексикон; лингвокультура; чеховские персонажи; психическое состояние; психическая деятельность; оппозиция; лингвокогнитивный; коммуникативный

Полный текст:

PDF

Литература


Бойко Б.Л. Принципы моделирования речевого портрета носителя социально-группового диалекта (к проблеме создания речевого портрета человека на войне) // Вестник Военного университета. – 2008. – № 2. – С. 114-121.

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет: Фонохрестоматия. – М., 1995. ‒ 127 с.

Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. – М., 2001. – С. 90.

Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Ч. 2. – М., 1991. – С. 73- 75.

Осетрова Е.В. Речевой портрет политического деятеля: содержательные и коммуникативные основания // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Григорьевой. – Красноярск, 1999. – С. 58-67.

Седов К.Ф. Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – 244 с.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-190-194

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)