ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ольга Игоревна Баранова

Аннотация


В статье рассматривается содержание понятия «инклюзивное образование» как процесса обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях. Установлены основные ценности инклюзивного образования, прежде всего – уважение, толерантность, взаимопомощь, развитие задатков всех учащихся. Описаны функции и статус помощника-координатора в  условиях инклюзивного образования, осуществляющего индивидуальное или групповое сопровождение учащихся. Определены психологопедагогические условия инклюзивного образования – педагогическое обеспечение и педагогическое сопровождение,  установлены их различия. Педагогическое обеспечение рассматривается как создание ресурсных условий – методического обеспечения; предметноразвивающей среды; полноценного участия в школьной жизни всех учеников; получение образования в школах, расположенных по месту жительства; наличие психолого-педагогической диагностики субъектных проявлений ребенка; разработка и реализация индивидуальнообразовательных маршрутов детей; педагогическая и социальная поддержка; изменение социальных отношений к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.  Даѐтся  трактовка  педагогического  сопровождения как непосредственного взаимодействия педагога и ребенка, характеризующегося направленностью на воспитание в ребенке ответственности; субъектностью педагогического  процесса,  заключающейся  в особом  способе его организации; межсубъектностъю взаимодействия, основанной на сотрудничестве и диалоге; социальным и индивидуальным характером освоения ребенком социально-культурного опыта; целостностью педагогического процесса, заключающейся в его непрерывности и полиструктурностью педагогического процесса, включающего целевой, содержательный, организационнодейственный, результативный компоненты. Рассмотрены линии взаимодействия учителя с другими специалистами в условиях инклюзивного образования: «психолог–учитель», «социальный педагог–учитель», «учитель– логопед», «учитель-дефектолог», «учитель–специалист лечебной физкультуры (ЛФК)», «учитель–медицинский работник».


Ключевые слова


инклюзивное образование; педагогическое обеспечение; педагогическое сопровождение; ресурсные условия; межсубъектное взаимодействие; толерантность

Полный текст:

PDF

Литература


Артюшенко Н. П. Роль психолого-медико-педагогической комиссии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/download/24301125.

Баранова О.И., Десятниченко И.А. Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. Научный журнал. Том 8 № 2/2. 2016. С.128–134.

Бойков Д.И. Инклюзивное образование в информационном обществе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/download/58912179.

Годовника Л.В. Условия интегративного образования детей с нарушениями развития // Педагогика. 2008. № 8.

Зубарева Т.Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/download/64611337.

Малофеев Н.Н. Система специального образования на этапе модернизации // Дефектология. 2011. № 2.

Семаго М.М., Семаго Н.Я., Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/download/63205087.

Содномова Н.Б-Ц., Посходиева Д.В. Теоретические подходы педагогического сопровождения инклюзивного образования дошкольников [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.ru/download15833413.




DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/3-30-33

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.





Учредитель/Издатель/Редакция:

НОЧУ ДПО "Кубанская многопрофильная Академия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов".
350080, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, мкр. Пашковский, ул. Заводская, 32
 Тел.: +7(905) 471 31 94
E-mail: akademus07@rambler.ru

Учредитель:

АНПОО "Северо-Кубанский Гуманитарно-Технологический Колледж"
350020, Россия, Краснодарский край, Станица Кущёвская, Ул. Краснодарская 71а
Тел. +7(86168)4 03-96
Email: skgtk@mail.ru

Свидетельство о регистрации:

Эл. № ФС77-37034  от 04.08.2009

(ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ)

ISSN: 2219-6048 (ONLINE)